Каталог статей | Вход || RSS Регистрация                                                               Воскресенье, 22.12.2024, 20:19 Гость | RSS  
Коллегам
Категории раздела
Тесты, анкеты [6]
Беседы [67]
Документация [3]
другое [3]
Поиск по сайту
В портфолио!
ВНИМАНИЕ! СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНЫЙ!
Подробнее здесь

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ДИПЛОМ


Cейчас на сайте:
Счетчик PR-CY.Rank

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СЕГОДНЯ НАС ПОСЕТИЛИ:

Статистика

Зарег. на сайте

Всего: 4242
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них

Администраторов: 3
Модератор: Олена8246
Модератор форума: El_solo
Друзей: 21
Проверенных: 19
Обычных юзеров: 4197

Из них

Парней: 746
Девушек: 3496

У нас в гостях:
Забегали в гости:
Locations of visitors to this page Flag Counter
Иконка загрузки
Главная » Статьи » Работа с родителями » Беседы

Застенчивость

Застенчивость – комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха и т.п., препятствующий нормальному общению. Характерна для эмоционально чувствительных и самолюбивых людей, озабоченных впечатлением, которое они производят, и оценками, которые им дают окружающие. Наиболее часто возникает в новых, неожиданных ситуациях общения, особенно когда на человека направлено пристальное внимание окружающих. Застенчивость появляется в ситуациях неизвестности, неопределенности, когда нет четкого плана собственных действий и неясны их последствия.

Застенчивым людям не свойственны самоуверенность и агрессивность; в общении они скованы, молчаливы. Их чувствительное «Я» слишком проницаемо для травмирующего опыта, т. е. критика или даже подшучивание воспринимаются болезненно. При этом отрицательные эмоции накапливаются и со временем начинают влиять на поведение даже в большей мере, чем настоящая, может быть весьма благополучная ситуация общения.

Неспособность к полноценным контактам с окружающими порождает ощущение постоянных неудач, неспособность действовать инициативно, и как следствие – недовольство собой и неуверенность в будущем. В этом случае застенчивость приобретает характер патологического условного рефлекса, т. е. появятся снова и снова в аналогичных обстоятельствах. Таким образом, застенчивость имеет широкий диапазон проявлений – от легкого замешательства при встрече с незнакомым человеком до сознательного ограничения круга контактов во избежание огорчений и неудач.

Страх перед посторонними, незнакомыми взрослыми встречается уже у детей в возрасте 8 месяцев. Когда незнакомый человек пытается обратиться к ребенку, он обычно использует примерно те же выражения и интонации (объективно-доброжелательные), которые для малыша прямо ассоциируются с матерью. Несоответствие образа постороннего и сложившегося, близкого образа матери вызывает замешательство и страх. Ребенок замирает, прижимается к матери, плачет. Постепенно ребенок начинает осознавать других людей в качестве отличных от матери, и беспокойство проходит. Однако еще год-полтора на фоне сильной привязанности к матери остается некоторая застенчивость при появлении незнакомых людей. К 6 годам ребенок привыкает к тому, что мать является для него неизменной опорой и источником безопасности, и уже способен контактно реагировать в незнакомых ситуациях общения. Этого не происходит при невротической привязанности к матери, когда угроза разлуки (чаще всего воображаемая) является для ребенка источником постоянного напряжения и беспокойства. Поэтому абсолютно недопустимо пугать ребенка разлукой. Мать, заявляющая непослушному малышу: «Я тебя сейчас оставлю и уйду!», рискует либо подорвать доверие к себе (поскольку угроза наверняка не будет исполнена), либо сформировать у ребенка болезненную зависимость и страх перед незнакомыми событиями и людьми.

Девочки более застенчивы, чем мальчики: это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страх незнакомцев, возникающий в 8 месяцев. Мальчики сильнее реагируют на разлуку, поэтому для них более травмирующим является раннее помещение в ясли. Для детей обоего пола запредельными раздражителями, способствующими появлению застенчивости, является помещение без матери в больницу в первые годы жизни, болезненные и внезапно проводимые медицинские манипуляции, а также прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье.

При прочих равных условиях застенчивость более свойственна детям добрым, уступчивым, с мягким характером. Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности родителей. Застенчивость более свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, с тревожно-мнительными чертами характера, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Эти родители стремятся чрезмерно рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят стыдить и читать мораль, ограничивают возможности выражения чувств. Налицо и избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребенком, а также большое число взрослых, заменяющих собой мир сверстников. Отсутствие опыта общения со сверстниками осложняет реальные отношения с ними и способствует неуверенности в дальнейших контактах. Это усугубляется недостаточным влиянием отца, в силу разных причин не способного быть примером уверенного в себе и решительного поведения.

Устранить застенчивость труднее, чем предотвратить ее развитие. Последнее достигается щадящим режимом взаимодействия с детьми в первые годы жизни, включая ограничения посещения яслей и помещения в больницу без матери: положительным примером уверенности и гибкости родителей: непосредственным, эмоционально живым характером общения с детьми, расширением у них круга общения со сверстниками.

Пусть ребенок почаще общается с детьми младше его. Здесь у него будет возможность проявить себя, действовать с позиции авторитета. Уважение и восхищение младших придадут ему уверенность. Если он сам интуитивно выбирает себе окружение из младших детей, не надо ему препятствовать или задавать бестактные вопросы: «Почему ты все время играешь с малышами?»

«Пик» застенчивости приходится на процедуру знакомства с новыми людьми. И надо пользоваться именно этой ситуацией для того, чтобы привить ребенку социальные навыки и умения.

Самое главное – не навешивать на ребенка «ярлык» застенчивого. Если внушить ему, что он действительно застенчив, исправить положение будет труднее.

Категория: Беседы | Добавил: Лидия (27.01.2011)
Просмотров: 651
Всего комментариев: 0
avatar
Мини-профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:20:19

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
*
Мои публикации

Учительский портал
Наша кнопка
Школьный дворик Рудаковой Лидии

Подписка на email:

Хотите быть в курсе обновлений сайта? Введите свой e-mail адрес:


Сайт Рудаковой Лидии Владимировны
ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК 2010_2024