Вопрос взаимодействия семьи и ДОУ все чаще освещается на страницах различных методических журналов и газет. И вопрос этот действительно актуален, т.к. семья переживает кризис, который выражается в трудностях семейного воспитания. А ведь семья это первый социальный институт ребенка, который закладывает основу его успешности в развитии. Работая в детском саду компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, часто приходится сталкиваться с непониманием родителей причин речевых нарушений у детей, значимости соблюдения режима в детском саду и дома, выполнения рекомендаций специалистов ДОУ. Таким образом, задача детского сада оказать педагогическую помощь семье, наладить диалог, выработать единые подходы в воспитании ребенка. И эта работа начинается с встречи, знакомства и обсуждения «вредных» советов психолога:
1. Проблема речи детей
Если дома есть компьютер, телевизор, DVD
Пусть ребенок Ваш сидит, смотрит, слушает, играет.
Он ведь вовсе не мешает и совсем не говорит,
А лишь только он молчит.
А потом, а потом, ... к логопеду мы пойдем.
Стал ребенок Ваш большой, а как будто он немой
Лишь мычит, да тычет пальцем,
Тянет за руку туда, а куда понять нельзя.
Что случилось? В чем беда?
Не поймет никак семья!
А ответ совсем простой:
Надо было с ним играть, сказки разные читать
И вопросы задавать.
Ждать ответ, опять вопрос.
Ваш ребенок быстро б рос и учился говорить.
Не пришлось бы к нам ходить!
2. Режим
Если мальчик долго спит,
мама рядом с ним лежит.
Громко не шумите, их не разбудите!
А то рано в сад придет, на зарядку попадет.
Будет прыгать, заниматься, быстро станет развиваться,
И вопросы задавать, вот тогда уж не поспать!
3. Питание
Если девочка приходит ранним утром в детский сад.
Дайте ей конфет, жвачки, семечки сыпните ей в карман,
А ещё – печенье, сникерс. Вдруг ей завтрак будет мал!
Станет, есть: салаты кашу, суп, омлет, пить молоко.
Похудеет, побледнеет, убежит вдруг далеко.
4. Страхи
«Не прыгай ты как зайка, а то придет Бабайка!
Закрывай скорей глаза, а то придет сюда Яга.
Будешь драться, и кричать – ментов мы будем вызывать!»
«Не пугайте малыша,
От него уйдет душа,
Убежит в подземный сад,
Не найдет пути назад...
Станет взрослым и большим,
Будет сам себе чужим
И от счастья убегать,
И своих детей пугать. Слышите?»
5. Установки и поведение родителей
Утром солнышко встает,
В детский сад детей зовет.
Всем им улыбается,
Всех лучиком касается.
А родители спешат и детишек теребят:
«Ты штаны скорей снимай,
Ротик ты не разевай»
«Здравствуй, ты не говори и улыбку не дари»
«Если будут обижать, сдачу нужно всем давать!
Вечером сюда приду и подсчеты подведу»
6. Конфликт
Папа в детский сад пришел и спросил он строго:
«Что сегодня хорошо и что сегодня плохо?
Почему штаны лежат наши не в сушилке?
Почему омлет едят дети, но без вилки?
Я Вам всем тут покажу, я Вас всех тут накажу!»
Погрозил он кулаком, постучал он каблуком.
Чаще Вы кричите, громче вы стучите.
Дети будут подрастать и на всех начнут кричать!
Стойте, не спешите.
Драться не учите,
Не пугайте, не ругайте,
Никого не обижайте
И к порядку приучайте!
Будьте вежливы, добры!
Избегайте Вы хандры.
Больше отдыхайте, с детишками играйте.
Вечерами всей семьей сказки добрые читайте.
Уважайте всех людей и любите малышей!
Варианты работы психолога с данными советами:
- Консультация для родителей впервые пришедших детей в детский сад для предупреждения возможных конфликтов с педагогами
- Папка-передвижка в любой группе детского сада
- Тематические консультации в рамках одного стихотворения исходя из социального заказа группы.
Использование данных стихов позволяет нетрадиционно представить проблему и последствия тех или иных действий родителей в отношении детей! Родители становятся более открытыми в общении и готовыми к диалогу!
Буду, рада если мои советы помогут и вам!
Рашкина Елена Алексеевна
ДОУ№3 компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми
нарушениями, педагог-психолог 2 категории.