Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомленя с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить ряд предложений: " "Чаще всего я плохо себя веду, когда…"; " "Чаще всего я смеюсь, когда…"; " "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…"; " "Чаще всего я плачу, когда…"; " "Чаще всего я злюсь, когда…"; " "Чаще всего я обижаюсь, когда…"; " "Мне хорошо, когда…"; " "Мне плохо, когда…". Задачи: " обсудить с родителями причин плохого поведения детей; " добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции. Форма проведения: беседа. Ход родительского собрания 1. Вступительное слово классного руководителя Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы. 2. Обсуждение вопросов с родителями 1. Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске. 2. Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.) 3. Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители. 4. Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.) 5. Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.) 6. Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.) 3. Обобщение ответов на вопросы Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка - необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле. Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?" Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.
4. Результат детского анкетирования Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы? Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования - самые популярые варианты окончания предложений: " "Чаще всего я плохо веду себя, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это все равно происходит"; " "Чаще всего я смеюсь, когда счастлив, когда рядом друзья, когда мама приходит с работы рано"; " "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда в школе ставят хорошие оценки, когда дарят подарки"; " "Чаще всего я плачу, когда мне обидно, плохо, грустно, иногда - просто так"; " "Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят"; " "Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют"; " "Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня"; " "Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной".
5. Выводы и предложения Педагог обсуждает с родителями полученную информацию, привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации. Главное - относиться к детям с теплом и пониманием, любить и поддерживать их. Приложение 3 ПАМЯТКА для педагога "Проведение родительских собраний" 1. Оставьте за дверью свое плохое настроение. 2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств. 3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти. 4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих. 5. Не избирайте для общения назидательный тон. 6. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству. 7. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить. 8. Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. 9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей. 10. Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям. 11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям. 12. Объяните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек". 13. Не давайте негативной оценки всему классу. 14. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов. 15. Не переоценивайте значение отдельных предметов. 16. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.