Эгоизм – негативная ценностная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом.
Ощущение своей индивидуальности, своего «Я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердиться в нем необходимы ребенку для становления его личности. Эти процессы начинаются в возрасте от двух лет. Ребенок начинает стремиться к признанию со стороны окружающих, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражения любви и гарантий благополучия. В своих притязаниях он может быть навязчив, упрям и капризен. От взрослых, которые рядом с ним, зависит, каким сформируется взаимоотношение между самосознанием ребенка и миром окружающих его людей: научится ли он понимать чужие потребности и чувства, сопереживать им, оказывать бескорыстную помощь, либо привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний.
Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на своем «Я», равнодушие к внутреннему миру другого человека и общественным интересам может привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.
В некоторых этических и психологических концепциях эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому, якобы, обеспечивается защита его жизнедеятельности и наиболее полное соблюдение его интересов. Однако опыт свидетельствует, что корыстное пренебрежение интересами других людей приносит лишь кажущуюся кратковременную выгоду, а в целом обусловливает изоляцию человека, негативное отношение к нему окружающих и как следствие – неизбежные эмоциональные и материальные потери. Поэтому предотвращение развития эгоизма выступает важной задачей воспитания как формирования социально зрелой личности.
Эгоистическая направленность детского самосознания укрепляется, прежде всего, там, где родители весь уклад семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Стремясь доставить ему радость или подарками вызвать его ласку и внимание к себе, родители и родственники иногда соревнуются в щедрости своих приношений. Это способствует пресыщению имеющимся, развитию прихотей и капризов, формирует установку на ожидание и требование подарков, укрепляет утилитарно-потребительское отношение к окружающим. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т.п. Вредной ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физического усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Так формируется иждивенческая жизненная позиция. Однако и противоположное (холодное, безразличное, унижающее) отношение к ребенку порождает эмоциональную тупость, бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собственный интерес.
Предотвращение развития эгоизма в решающей степени зависит от умелого учета родителями индивидуальных особенностей ребенка, включения его в гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками.