Каталог статей | Вход || RSS Регистрация                                                               Четверг, 09.05.2024, 01:05 Гость | RSS  
Коллегам
Категории раздела
Методична допомога [106]
Всі матеріали цього розділу знайдені у мережі інтернет які вільно розповсюджуються.
Тесты [2]
Цікавинки [14]
Доклады [1]
Проекты [3]
характеристика класса [0]
характеристика ученика [0]
ИКТ в работе учителя [1]
Календарне планування [2]
Поиск по сайту
В портфолио!
ВНИМАНИЕ! СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНЫЙ!
Подробнее здесь

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ДИПЛОМ


Cейчас на сайте:
Счетчик PR-CY.Rank

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СЕГОДНЯ НАС ПОСЕТИЛИ:

Статистика

Зарег. на сайте

Всего: 4238
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них

Администраторов: 3
Модератор: Олена8246
Модератор форума: El_solo
Друзей: 21
Проверенных: 19
Обычных юзеров: 4193

Из них

Парней: 745
Девушек: 3493

У нас в гостях:
Забегали в гости:
Locations of visitors to this page Flag Counter
Иконка загрузки
Главная » Статьи » Учитель -учителю » Методична допомога

Активизация познавательной деятельности обучающихся через проблемное обучение.

Активизация познавательной деятельности обучающихся через проблемное обучение.

С чего начинается познание? С первых вопросов «почему?», с какого-то яркого события или явления, которое привлекло детское внимание, или с первых попыток ребенка узнать все самому, докопаться до сути всего в окружающем мире. Почему один ребенок, такой активный в познании с первых лет жизни, через несколько лет обучения становится равнодушным к умственному труду, чаще всего готовым лишь записать найденный другими детьми ответ? А другой так и остается интеллектуально активным, стремится узнать истину. Отчего это зависит? От врожденных качеств, от воспитания, от обучения? Опыт работы в школе, общение с коллегами однозначного ответа на этот вопрос не дает.

Мы, учителя, не можем кардинально влиять на врожденные умственные и психологические особенности ребенка, его уровень воспитанности, можем только корректировать эти особенности. Наша основная работа – обучение.

Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и обучение [1].

Отношение обучающихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Главным предметом деятельности учащихся является познание. И, следовательно, главной их деятельностью  является познавательная деятельность.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся [2].

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Познавательная активность по К. Д. Ушинскому – это организация учителем последовательных умственных действий учащихся,  направленных на формирование осознанной потребности в получении знаний и устойчивого мировоззрения. Г. М. Муртазин связывает процесс развития познавательной активности с управлением процессом учебного познания через целенаправленное побуждение, стимулирование, ведущим к усилению

этого процесса. Г. И. Щукина определяет познавательную активность как «свойство личности,  которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами,  а является устойчивой духовной потребностью школьника». Э. А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника:  это и интерес к новому,  стремление к успеху,  радость познания;  это и установка на разрешение учебных и жизненных проблем; это и готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения» [3].  М.  А.  Данилов утверждал,  что познавательная активность – это «живая, энергичная деятельность,  направленная на выполнение полученного задания» [4]. Ш.  И.  Ганелин же,  наоборот, утверждает, что познавательная активность – это «черта личности, которая проявляется в инициативности и самостоятельности,  приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [5].  Б.П. Есипов считает [6], что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает [7], что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».

Как видно в современной педагогике нет единого взгляда на сущность познавательной активности.

И поэтому в учебном процессе о познавательной активности обучающихся можно судить по многим действиям:

1) Вопросы ученика, обращенные к учителю. Вопрос выражает стремление постичь еще неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы.

2) Стремления обучающихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

3) Активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений, что свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать стремлению глубоко проникнуть в сознание.

4) Стремлением поделиться с другими (товарищами, учителем) новой, свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

В педагогике управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [8].

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Русский педагог К.  В.  Ельницкий, последователь К.  Д.  Ушинского,

подчеркивал важность для качества обучения взаимосвязи развития познавательной сферы ученика и методов преподавания,  применяемых учителем.  Этих же взглядов придерживался и П.  Ф.  Каптерев – педагог и психолог.  Он считал,  что развитие познавательной активности в школе невозможно без применения в обучении эвристических приемов,  так как «именно эвристическая форма вносит в школу дух жизни,  дух труда и деятельности.  Бестолковое учение наизусть,  усвоение сведений напрокат,  одной памятью,  зевание в классе,  невнимательность при этой форме

решительно невозможны, ибо сущность ее заключается в том,  чтобы школьники постоянно работали,  постоянно делали самостоятельные учения для приобретения и выработки знаний» [9].

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- заниматься обучением отстающих;

- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения [10].

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. К.  Д.  Ушинский считал,  что в процессе активной учебной деятельности возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности,  выражающиеся в сознательной целеустремленности,  в стремлении самостоятельно добывать знания и использовать их. Именно активная деятельность ребенка в процессе учения, по мнению К.  Д.  Ушинского,  становится решающим фактором его интеллектуального, эстетического и этического воспитания и развития.  Поэтому великий педагог подчеркивал важность организации жизни детей в школе таким образом,  чтобы активизировать их учебную деятельность,  пробуждая новые,  более высокие формы сознания. Этому способствует введение в практику преподавания проблемного метода обучения.

Современный анализ учебного процесса и исследования, изучающие протекание и характер деятельности в нем обучающихся (А.К. Тихомирова, Ю.Н. Кулюткина), показали, что особенно поддерживает и укрепляет положительные мотивы учения, интерес к знаниям поисковая деятельность, основанная на проблемности, исследовании, элементах творчества. Проблемный подход  к обучению, безусловно, доказывает преимущество над стремлением дать обучающимся знания в готовом виде.

В этих исследованиях доказано, что деятельность обучающихся  в условиях учебного процесса в проблемном обучении, в организации поисковой, исследовательской  ситуациях психологически очень сложна. В ней постоянно перекрещиваются и взаимопроникают процессы, связанные с возможностью оперировать уже имеющимися умениями и знаниями, и процессы, ориентирующие на поиск нового решения, требующего оперирования более сложными, еще не сложившимися способами.

Эти педагогические исследования позволяют строить предположения о том, что вооружать обучающихся готовыми способами решения, пусть даже более сложными и значимыми, также малоэффективно, как и давать знания в готовом виде. Подлинный успех овладения новыми способами для учения и для развития обучающегося наступает лишь тогда, когда ученик испытывает нужду, необходимость, потребность в новом способе, иначе говоря, когда его мотивационные устремления совпадают с задачами обучения [8].

О преимуществах проблемного обучения, роли поисковой, исследовательской деятельности теперь уже написано немало (Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, В. Оконь, В.Н. Максимова и др.).

Проблемное обучение, по сравнению с традиционным, дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать свое мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые «проводят» учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог дает задания, позволяющие школьникам пройти еще через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, дает ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

Технологию проблемного обучения можно применять в любом классе школы и на любом предмете на уроках введения новых знаний. Она принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Учащийся  активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.  Повышается познавательная мотивация учащихся,  уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество обученности  учащихся.      

Следовательно, активизация познавательной деятельности предусматривает вооружение обучающихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяет достигнуть самого высшего творческого уровня деятельности, основой которого выступает творческое мышление учащихся.

Урок с применением проблемного метода обучения обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует

формированию мотива деятельности учащихся,  активизации их познавательной  деятельности.  Чтобы достичь этого необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.

Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Особенно актуально использование проблемного обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный  подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Очень важно идти в ногу со временем, говорить на одном языке со своими учениками, чувствовать себя востребованной в эпоху жесткой конкуренции и всеобщей глобализации.

Проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией  необходимо современному  педагогу.

 

 

Литература:

1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. «Введение в педагогическую деятельность». М.: Роспедагентство, 2005.  54 с.

2. Калмыкова З.И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении». Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.

3. Красновский Э. А. «Активизация учебного познания».  Советская педагогика. 1989. № 5. С. 17.

4. Данилов М. А. «Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов». Советская педагогика. 1971. №1. С. 34.

5. Ганелин Ш. И. «Обучение и воспитание школьника.  Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе». Л.: ЛТУ, 1982.  С.9

6. Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний». М.: Педагогика, 1984. 92 с.

7. «Организация познавательной деятельности учащихся». Под ред. В.Д Семенова.  Свердловск: Амалфея, 1985. 140 с.

8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М.: Просвещение, 1982. 160 с.

9. Каптерев П. Ф. «Педагогический процесс». М.: Педагогика, 1974. С.95.

10. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение,1989. 75 с.

Категория: Методична допомога | Добавил: Лидия (23.12.2012)
Просмотров: 1753 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Лидия • 19:41, 23.12.2012
happy Спасибо! happy
avatar
Мини-профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:01:05

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
*
Мои публикации

Учительский портал
Наша кнопка
Школьный дворик Рудаковой Лидии

Подписка на email:

Хотите быть в курсе обновлений сайта? Введите свой e-mail адрес:


Сайт Рудаковой Лидии Владимировны
ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК 2010_2024