«Технология управления профессиональным саморазвитием педагога в образовании»
1. Сущность и содержание понятия «профессионально-личностный рост педагога».
Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне.
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога.
Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе "врастания" в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - "Я".
Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога
Параметры Личностное развитие Профессиональное развитие
Ценности Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально этических принципов, детерминирующих деятельность Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность
Цель Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация
Я-концепция Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной (положительной) Я-концепции. Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной и объективной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.
Перспектива Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии
Задачи развития Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия личностного опыта и собственной деятельности, Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта
Педагог, определяя программы самообразования, должен учитывать эти взаимосвязи. |