Каталог статей | Вход || RSS Регистрация                                                               Понедельник, 07.10.2024, 12:36 Гость | RSS  
Коллегам
Категории раздела
8 Марта [24]
Новогодний утренник [3]
День именинника [2]
Разное [62]
КВНы [4]
Первый, последний звонок [9]
Игры, развлечения [6]
Поиск по сайту
В портфолио!
ВНИМАНИЕ! СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНЫЙ!
Подробнее здесь

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ДИПЛОМ


Cейчас на сайте:
Счетчик PR-CY.Rank

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СЕГОДНЯ НАС ПОСЕТИЛИ:

Статистика

Зарег. на сайте

Всего: 4240
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них

Администраторов: 3
Модератор: Олена8246
Модератор форума: El_solo
Друзей: 21
Проверенных: 19
Обычных юзеров: 4195

Из них

Парней: 746
Девушек: 3494

У нас в гостях:
Забегали в гости:
Locations of visitors to this page Flag Counter
Иконка загрузки
Главная » Статьи » Сценарии праздников » Разное

1. Какие представления о речи / языке составляют теоретические основы методики развития речи и коммуникативной культуры дошкольников? Методы исследова

1. Какие представления о речи / языке составляют теоретические основы методики развития речи и коммуникативной культуры дошкольников? Методы исследования в методике развития речи
Язык – это система словесных знаков, предназначенных для целей вербальной коммуникации. Речь – это реализация системы языка в речевой деятельности. Виды речи: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Языковая способность (Выготский) – это способность речевых навыков и умений, которые развиваются на основе языкового чутья или чувства языка.
В дошкольном возрасте дети овладевают 4 формами общения (Лисина):
1. Ситуативно-личностная (эмоциональная) (до 6 мес);
2. Ситуативно-деловая (млад.дошк.возр);
3. Внеситуативно-познавательная (сред.д/возр. 4-5 лет);
4. Внеситуативно-личностная (ст.д/возр. 6-7 лет).
Лингвистической основой работой с детьми является учение о языке как знаковой системе. Это учение говорит о системной организации языка (наличие лексической, грамматической, фонетической подсистем). Это учение требует развитие всех сторон детской речи. Психологической основой методики – учение психолингвистики о речи как речевой деятельности. В структуре выделяется несколько этапов (побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский, исполнительский, рефлексия). Естественно-научной основой методики является учение Павлова о 2-х сигнальных системах и их взаимосвязи (чувствительной (сенсорной) системы и системы слова (речь). Педагогическую основу составляет дошкольная педагогика (средства, методы, приемы, формы работы).
Детская речь изучается наукой онтолингвистикой, которая изучает онтогенез языка ребенка, развития его.
Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические (практические).
К теоретическим методам относятся: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; моделирование, анализ, обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т. е. эмпирическим путем.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, рейтинг (оценки компетентных судей), изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент.
Для любого исследования по проблемам формированиям речи характерно сочетание психологического, психолингвистического, лингвистического, дидактического, методического подходов. В связи с этим изучается и анализируется литература, в результате выясняется степень изученности, состояние вопроса в теории. Важно выделить основные подходы авторов, мало разработанные положения, выразить свое отношение к авторским позициям и выводам.
Метод моделирования — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. При помощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между элементами учебно-воспитательного процесса, создаются рекомендации по совершенствованию последнего.
Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования, позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.
Наблюдение проводится за речью детей, деятельностью воспитателей, помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.
Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и родителей позволяют определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.
Беседы, анкетирования и интервью (с детьми, педагогами, родителями) используются для изучения постановки процесса обучения.
Опытно-педагогическая работа — метод внесения преднамеренных изменений в образовательный процесс, рассчитанных на получение эффекта, с их последующей проверкой. Это разновидность эксперимента, но он дает только общие, суммарные представления об эффективности той или иной системы работы.
Эксперимент направлен не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей.
В исследовании всегда используется совокупность разных теоретических и практических методов. Критерии выбора методов: адекватность объекту, предмету и задачам исследования; научная обоснованность; соответствие логике исследования; направленность на всестороннее и гармоничное развитие испытуемых; взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.
Определение темы и проблемы исследования осуществляется на основе изучения состояния развития речи. Актуальность определяется социальной значимостью, степенью разработанности проблемы в теории и практике.
Методикой научного исследования студенты овладевают в учебной работе, выполняя задания исследовательского характера (анализ литературы, изучение речи детей, разработка программ индивидуального развития детей и др.), при выполнения курсовых и дипломных работ.
Задачи развития речи.
Одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки.
Для любого исследования по проблемам формирования речи характерно сочетание психологического, психолингвистического, лингвистического, дидактического и собственно методического подходов. В связи с этим изучается литература, в которой раскрываются методологические, психологические, лингвистические основы развития речи. Особое значение имеют изучение и анализ педагогической литературы (отечественной и зарубежной, современной и наследия прошлых лет), в результате которых выясняется степень изученности, состояние интересующего исследователя вопроса в теории (кем и какие исследования выполнены по данной теме, где опубликованы их результаты, в чем они состоят, что нового вносит автор каждой работы). Важно выделить основные подходы и точки зрения авторов, мало разработанные и дискуссионные положения, выразить свое отношение к авторским позициям и выводам.
Метод моделирования – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. При помощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между элементами учебно-воспитательного процесса, создаются рекомендации по совершенствованию последнего.
Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.
Наблюдение проводится за речью детей, за деятельностью воспитателей. Оно помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.
Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и родителей позволяют определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.
Беседы (с детьми, педагогами, родителями) используются для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования. К беседе примыкают методы анкетирования и интервью.
Опытно-педагогическая работа – метод внесения преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных на получение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей проверкой. Данный метод является разновидностью эксперимента. В отличие от последнего он дает только общие, суммарные представления об эффективности той или иной системы работы.
Эксперимент направлен не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей, т.е. на более глубокое проникновение в сущность учебно-воспитательного процесса.
В исследовании всегда используется совокупность разных теоретических и практических методов. Критерии выбора методов: адекватность объекту, предмету и задачам исследования; научная обоснованность; соответствие логике исследования; направленность на всестороннее и гармоничное развитие испытуемых; взаимосвязь с другими методами в единой методической системе. Особенности применения названных выше методов педагогического исследования в методике определяются прежде всего содержанием изучаемых ею закономерностей.
Важным моментом является определение темы и проблемы исследования. Оно осуществляется на основе изучения состояния вопросов развития речи в теории и практике. Актуальность исследования определяется социальной значимостью, степенью разработанности проблемы в теории и практике.
2. Какова, на ваш взгляд, конечная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста?
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева - это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.
В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.
В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо. Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А. Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
- приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка- дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
Для развития речи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в каждой возрастной группе:
-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.
-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.
-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы
-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.
-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.
Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

3. Охарактеризуйте стадии в развитии речи ребенка, которые выделяют учёные (можно привести точку зрения Ж. Пиаже или Л. С. Выготского).
Развитие речи связано с общением со взрослым, с удовлетворением потребностей (в еде, чистом белье). Этапы: 1) Гуляние - это протяжное произношение гласных букв, гулять ребенок может только тогда, когда хорошо себя чувствует. Гуляние в 3-5 месяцев. 2) Лепет - это произношение слогов в сидячем положении. Лепет-это неосознанное произношение слогов. Он развит в 5-7 месяцев. 3) Собственно-активная речь -произношение осмысленных слов, но в собственном варианте - автономная речь. Период автономной речи может длиться до 15-18 месяцев. К I году ребенок должен произносить 8-10 слов.
Чуть ли не с момента рождения ребенок ориентируется на слова - у них развивается пассивный словарь: 1) постоянная речь взрослых; 2) соотносить слово с реальным предметом (повторять многократно); 3) ребенок усваивает глаголы, наблюдая конкретные действия взрослого.
На 1-ом году у детей нет мышления поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком (положить мужские и женские часы, а ребенок показывает только одни, ребенку показываем куклу, он ее покажет, а если ее перевернуть, он уже не сможет ее показать). К 1 -му году ребенок понимает около 30-40 слов.
В раннем возрасте с 1,5 - 3 лет наблюдается сензитивный период развития речи, связанный с пластичностью и восприимчивостью мозга к усвоенной речи. Речь развивается по 2-м направлениям: 1) Обогащается пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий). 2) Развитие активного словаря (собственно речь ребенка). Возникает как необходимое условие осуществления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, место-ия и т.д). У ребенка нарушается звукопроизношение: шипящие, свистящие, сонорные, не выговаривание. Разговаривать с ребенком нужно правильно, нельзя повторять ошибку ребенка. Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1-1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прилагательными. Основные направления развития речи:
Овладение словарным запасом - количественный рост и качественные изменения. Связь овладения словарем с овладениями понятиями (развитие мышления, способности к общению).
Развитие грамматического строя речи. Детское словотворчество. Как 1 из главных особенностей развития речи дошкольника.
Осознание словесного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Обучение детей действию звукового анализа слова.
Развитие функций (коммуникативной и планирующей) и видов речи (эгоцентрической, внутренней, ситуативной и контекстной - связной). Обучение дошкольников грамоте.
Проблема развития речи в исследованиях: Д. Б. Эльконина, ТН Ушаковой, С.Н.Карповой, Л.Е.Журовой, Г.П.Беляковой и др.
По Пиаже- социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь
Эгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.
Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности.
по мнению Ж.Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции , которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает Выготский пришёл к выводу, что эгоцентрическая речь — это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность и практически исчезает после 7лет.

4. Какие факторы определяют развитие детского мышления и речи?

Многие учёные-психологи и выдающиеся педагоги, осознавая значимость развития речи и мышления, уже с давних времён предпринимали попытки выявить факторы, влияющие на развитие мышления и речи людей, начиная с младшего детского возраста, определить необходимые методы их развития и активизировать гармоничное развитие необходимых функций этих глубинных психических процессов. В ходе многолетних наблюдений были выделены необходимые критерии уровня развития этих процессов для каждого возраста по различным показателям.

Развитие речи, речевого общения, обучение родному языку - одна из главных задач развития и обучения ребенка. Эта общая задача включает в себя ряд более частных, конкретных задач, которые можно кратко сформулировать как следующие: формирование слухового внимания к речи, развитие реакций ребенка на изменения интонации, громкости и тембра голоса, звукового состава речи, ритмики речи; формирование и стимуляция звукоподражания; обогащение и активизация лексической стороны речи, то есть обогащение активного словаря ребенка; развитие грамматической правильности речи; развитие связной речи, повествовательной речи.[17 стр.53] Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям. Существует возрастной период ее развития - первые три года. В целом ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный - от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи - от 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи - школьный период. Ребенок создает несколько моделей своего языка, которые затем видоизменяет. В течение младенческого возраста первого периода, когда развиваются функции отображения, передвижения и другие. Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации.

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Существуют биологические и социальные факторы, каждый из которых несёт большое значение на развитие речи и мышления. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Выделяются характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается на эмоциональную сферу матери. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Хорошо описаны в литературе стили привязанности ребенка к матери, а также стили воспитания [Овчарова, Филиппова]. Значение этих факторов экспериментально доказано и не вызывает сомнений. Эмоциональная скупость и холодность, недостаточность телесных контактов, неминуемо приводит к тяжким последствиям в виде задержки и различных нарушений в развитии речи и мышления, последствия влияния этого негативного фактора в дальнейшем развитии трудно нивелировать, особенно если речь идёт о ребёнке с нарушениями зрения. Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития ребёнка, с самого раннего возраста необходимо вызывать у него ответную реакцию. Слепой малыш лежит в кроватке, не реагируя на окружающий мир, - нужно склониться к нему, говорить ласковые слова, модулируя голосом, дать понять ребёнку, что через голос матери к нему идёт теплота и радость. Мать может поднимать его ручку и подносить к своему лицу, поглаживая ею своё улыбающееся лицо с расслабленной мускулатурой. Мягкая настойчивость приведёт к ответной реакции – он улыбнётся. Методом пассивных движений нужно помочь ребёнку удержать эту улыбку и расслабить мышцы, так у ребёнка появится рефлекторная тяга к подражанию.[Гандер,стр.40] Именно тяга к подражанию и манипулятивные действия в последующем помогут сформировать предречевые реакции, а потом и речь, что не допустит задержки психического развития, в частности, мышления. Подражание речи взрослых включает в себя: просьба, предложение произнести слово; совместное проговаривание слова; отраженное произнесение слова; самостоятельное произнесение слова; договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово. При использовании этого приема решается несколько речевых и мыслительных задач: развитие понимания речи, активизация речи ребенка, отработка ритмической структуры слова. Побуждающим фактором для возникновения речи является предметная деятельность ребенка и ему не интересно простое подражание речи взрослого, поэтому необходимо искать в работе с ребёнком такие приёмы, которые помогут ребёнку научиться проявлять собственную речевую инициативу.

Также немаловажным фактором выступает среда, в которой растёт ребенок. Для успешного развития познавательного интереса, а значит и мышления, следует предлагать ребёнку разнообразные по форме, окраске, размеру игрушки, они должны быть умеренной новизны и сложности. [Фомичёва, стр.22], а если же обстановка однообразна, в ней преобладают тёмные тона (игрушек, обоев, мебели), это может стать опасным негативным фактором.

Решающую роль в становлении речи и мышления, в использовании их ребенком играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей. Интенсивное общение взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию речи и повышает коммуникативные характеристики ребенка. А значит, и мышление ребенка активизируется и стимулируется при активной позиции взрослого. На раннем этапе ребёнок в большей степени овладевает процессом имитации, его мышление находится в наиболее элементарной форме – наглядно-действенной, такое мышление формируется в практической деятельности и является основой для формирования более сложных форм мышления.

Особенно ценным в интересах языка являются продукты творчества ребенка, проявляющегося в первую пору детства так бурно, как ни на одной из последующих ступеней жизни. Ребенок рисует, лепит, строит, мастерит, сооружает. Взрослый обязательно должен быть рядом, поддерживать ребёнка, подавать ему пример, проговаривать вслух все действия и названия. Иначе вся ценная работа, то, как на тысячу конкретных ладов ребёнок выражает свой внутренний мир, который он еще бессилен передавать словом, может пройти впустую. Творческий подход – вот один из наиболее важных приёмов развития мышления на любом этапе развития. Необходимо поддерживать любую творческую инициативу, это активизирует развитие мышления любого ребёнка.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — самым существенным образом влияют на его поведение, развитие познавательных процессов и активизации речи. Для удержания положительного эмоционального фона существует множество приемов, которые помогают успешно развивать речь и мышление на ранних этапах. Вызывание речи в ситуациях-провокациях, непонимания и помощь взрослому Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Речь и мышление детей заметно активизируется в ситуациях, где побуждающим мотивом является помощь взрослому, не очень «умелому и рассеянному».

Роль малых фольклорных форм трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает «ладушки», притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность, развивается их фонематический слух.

С целью развития речи можно использовать такой прием как неожиданное появление и исчезновение игрушки. В момент появления которой, взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Называя предмет, необходимо следить за речевой и зрительной реакцией ребенка, по скорости реакции можно судить о развитости мышления. Ещё один стимулирующий из множества плодотворных приёмов - выполнение просьбы или поручения, это помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал.

Также установлено, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук [Кольцова]. Если ребенок может совершать изолированные движения пальцев, значит, такой ребенок владеет собственной речью. Напротив, если пальцы напряжены, вялы, сгибаются и разгибаются только вместе, нет изолированных движений, то у ребенка существуют определённые трудности в сфере речи. В отношении слепого ребёнка развитие тонких движений пальцев рук важно ещё и потому, что без этого невозможно формирование правильных приёмов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти, пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой. Неразвитая мелкая моторика – серьёзная преграда на пути формирования предметно-практического, самого элементарного, мышления. Поэтому бесчисленные приёмы развития мелкой моторики, всевозможные пальчиковые игры – это то, что поможет ребёнку развивать мышление и членораздельную речь.

Эти приёмы и методы применимы к младшему возрасту, но с тем, как растёт и развивается ребёнок, растут и развиваются его мыслительные возможности, а значит, и потребности. Проблема развития, коррекция и совершенствования мышления школьников, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления. Недооценка учителем особенностей развития детей, их речи и мышления, изложение материала абстрактным языком, без практического обоснования в большинстве случаев приводят к формализму. Предупреждение и преодоления формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности.

Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не наделена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя разнообразные виды учебной деятельности, дети решают многие задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи и для того, чтобы овладеть каким–то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Систематические занятия по поисково-творческим задачам учебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Существует бесконечное множество методов и связанных с ними приёмов для развития мышления и речи детей разных возрастов и с разными нарушениями зрения. Все они способствуют своевременному и успешному развитию тонких психических процессов и диагностировать, насколько гармонично проходит тот или иной этап в развитии речи и мышления ребёнка с нарушениями зрения.

5. Организация среды как важный фактор развития речи детей. Какой дидактический материал Е. И. Тихеева рекомендует использовать в работе с детьми по развитию речи?
Важнейшее условие развития речи – деятельностный подход к развитию речи
ребенка. Основные компоненты речевой деятельности: мотив, обеспечивающий
потребность ребенка включиться в речевую деятельность; цель, в которой
прогнозируется будущий результат деятельности; содержание, которое
представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;
средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания,
понятного для слушателя; результат, в качестве которого выступает речевая
форма.
В младшем дошкольном возрасте задачей педагога является создание
условий для появления и развития самостоятельных попыток у ребенка
выступить инициатором общения путем использования ярких звучащих
игрушек, специальных приемов – сюрпризные моменты, игровые ситуации,
обыгрывание игрового персонажа.
В среднем дошкольном возрасте создаются ситуации необходимости
совместного выполнения поручения, задания, игровые действия
«провоцирующие» активную речь детей, принятие ими цели речевой
деятельности. Педагог не только поддерживает естественное возрастное
любопытство «почемучек», отгадывание описательных загадок о предметах и
объектах, окружающих ребенка, создание проблемных ситуаций в процессе
бытового общения и обучения, организация элементарной поисковой
деятельности детей в центрах активности. Использование проблемных методов,
включение элементов поиска и проблемности в организацию развивающего
пространства группы.
В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становится обогащение
познавательного, литературного, деятельностного опыта ребенка. Чем больше
1
информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться
ею со сверстниками и с взрослыми, тем активнее станет его речь. У детей
возникает потребность зафиксировать и сохранить результаты своей речевой
деятельности. Воспитатель может записать на магнитофон, в альбом
придуманную им историю, сказку, загадку, считалку.
В подготовительной к школе группе важной задачей становится
стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности:
прежде чем приступить к рисованию, игре, строительству, выполнению
поручения, надо, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом
сюжете. Необходимо обеспечить постепенный переход от диалогической формы
речи к монологической.
Основные дидактические материалы для развития речевого творчества детей –
атрибуты для театрализованных игр, материалы для режиссерских игр, игрыфантазирование могут быть сосредоточены в помещении группы в центре
художественно – речевого творчества. Хорошо использовать игру «Разрезные
картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на
фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей
сказки. Игра «Необыкновенное животное»:путем сочетания частей тела разных
животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. Можно придумать
ему имя, определить место обитания, способ питания, ориентируясь при этом
на особенности его внешнего вида, кто из зверей способен причинить вред
этому фантастическому животному, как оно будет обороняться, и спасаться от
врагов, с кем будет дружить. Ребенок может создать и придумать «Друга» для
своего животного. Игру «Разрезные картинки» можно использовать при
составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Необходимо
привлекать ребенка к речевому творчеству, которое стимулирует творческое
воображение, самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.

Е.И.Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

Е.И.Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка (См. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.)

Е.И.Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.

Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет.

Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.

Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.

Большой вклад Тихеева внесла в становление методики как учебной дисциплины. Разработанная ею система речевого развития детей нашла отражение в программе курса «Развитие речи в дошкольном возрасте» для студентов. Большое внимание в программе уделяется теоретическому обоснованию проблем развития речи, анализу методической теории и практики.

Взгляды Е.И.Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.

Е.И. Тихеева ставит перед детским садом актуальную и сложную задачу – создать условия для интенсивного развития всех способностей детей, в том числе и способности, владеть речью.

Е. И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и языку – план – программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.

Е. И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и сегодня не утратили своей актуальности.

Развитие речи детей Е. И. Тихеева тесно связывала с сенсорными умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей:

индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их интересов;

постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;

развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия внимания);

стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;

создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);

планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;

грамотная, правильная речь воспитателя;

использование игры как основного средства развития речи;

поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;

помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.

Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:

грамотность, соответствие литературным нормам;

культура речи, вежливость, этика;

соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;

соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;

точность, ясность, простота речи;

регулирование темпа речи и силы голоса;

эмоциональность, выразительность речи;

не допускаются ярко выраженные недостатки речи.

Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.

Е. И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, он называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово – понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа – комментарий воспитателя.

Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложила серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).

Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд».

Дидактические игры – занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:

* номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);

* описание предмета;

* сравнение предметов;

* составление и отгадывание загадок о предмете;

* нахождение игрушки по стихотворению;

* составление фраз об игрушках;

* составление рассказов по игрушкам, наборов игрушек.

От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способностей к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения), речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинками, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).

Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е. И. Тихеевой. К ним относятся:

- разговор с детьми;

- беседа;

- поручения и задания;

- рассказывание;

- чтение;

составление письма;

заучивание стихотворений.

Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)

Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.

Большое значение в развитии речи, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П.П Ершова, стихи В. А. Жуковского, А. А. Фета, Н. А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.

Рекомендации Е. И. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используют по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.

6. Речь - многостороннее явление. Выберите одну сторону речи (звуковую, словарную и грамматическую) и опишите ее методику формирования и развития: содержание, формы организации, методы и приемы.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:
· ехать – приезжай, макать – маши, искать – ищи;
· снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу;
· надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок – носок; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы, которые будут рассмотрены ниже.
Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.
Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков.
Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает:
Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика.
Ну хорошо, – обобщает взрослый, – все хотят лепить снеговика. Подумайте, что с собой надо для этого взять?
Ведро. Большое или маленькое? Возьмем небольшое пластмассовое ведро, оно легче. Белое эмалированное ведро тяжелее.
Что еще надо взять? – Лопатки. – Сколько лопаток? – Три лопатки. Еще возьмем большую морковку для носа и краску.
–Миша, проверь, все ли взяли? – Пластмассовое красное ведро, три лопатки, морковку и краску.
Другая ситуация.
Дежурные помогают сервировать стол к обеду. Какая посуда нужна для обеда? Сколько ребят за этим столом? (Шесть.) Значит, сколько надо тарелок? (Шесть тарелок.) Мелких или глубоких? А сколько ложек? (Шесть ложек.) Сколько чашек? (Шесть чашек.)
Так, незаметно для детей, воспитатель упражняет их в употреблении глагола хотеть, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.
Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного – три полотенца, у второго – пять полотенец, у третьего – шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами.
Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.

Категория: Разное | Добавил: maytakova88 (13.05.2019) | Автор: Майтакова Анастасия Викторовна E
Просмотров: 1364 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Лидия • 18:40, 14.05.2019
Анастасия Викторовна, спасибо Вам за материал!
Но лучше бы Вы его файлом в каталог файлов отправили - текст сложно читается, всё слилось....
sad
avatar
Мини-профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:12:36

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
*
Мои публикации

Учительский портал
Наша кнопка
Школьный дворик Рудаковой Лидии

Подписка на email:

Хотите быть в курсе обновлений сайта? Введите свой e-mail адрес:


Сайт Рудаковой Лидии Владимировны
ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК 2010_2024