Каталог статей | Вход || RSS Регистрация                                                               Суббота, 20.04.2024, 00:09 Гость | RSS  
Коллегам
Категории раздела
математика [27]
рисование [8]
украинский язык и чтение [48]
я и Украина [8]
Основы здоровья [5]
другое [20]
Информатика [3]
английский язык [4]
русский язык [7]
христианская этика в укр.культуре [1]
трудовое обучение [2]
Литературное чтение [4]
этика [1]
Поиск по сайту
В портфолио!
ВНИМАНИЕ! СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНЫЙ!
Подробнее здесь

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ДИПЛОМ


Cейчас на сайте:
Счетчик PR-CY.Rank

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СЕГОДНЯ НАС ПОСЕТИЛИ:

Статистика

Зарег. на сайте

Всего: 4238
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них

Администраторов: 3
Модератор: Олена8246
Модератор форума: El_solo
Друзей: 21
Проверенных: 19
Обычных юзеров: 4193

Из них

Парней: 745
Девушек: 3493

У нас в гостях:
Забегали в гости:
Locations of visitors to this page Flag Counter
Иконка загрузки
Главная » Статьи » Уроки » русский язык

Конспект урока по теме "Три склонения имен существительных"

Тема «Три склонения имён существительных»
Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.
Задачи:
- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;
- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения. И так, вперёд!
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Посмотрите пожалуйста на доску. На доске записано предложение:
Ребята гуляли по улице Кирова и по площади Ленина.
Что общего у этих существительных? (они употреблены с предлогом по и стоят в дательном падеже). Чем отличаются (они имеют разные окончания). Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке (сегодня на уроке нам предстоит выяснить почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одним предлогом)?
Посмотрите на тему нашего урока: «Три склонения имён существительных» Что же нового мы с вами должны узнать сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) А что такое склонение (изменение существительных по падежам)?
Прежде чем начать работу по теме урока, давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят (план на доске).

На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
III. Создание проблемной ситуации (новый материал).
Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Каждая группа получает задание. Разделите эти слова на группы.
Что вы заметили (эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке и составляли карточку)?
По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний). Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?
1 группа
падеж газета ученик степь папа печь окно
И.п. - а



Р.п. -ы -а -и -ы -и -а
Д.п. -е -у -и -е -и -у
В.п. -у -а


Т.п. -ой -ом -ю -ой -ю -ом
П.п. -е -е -и -е -и -е
2 группа
падеж вода конь смелость Юра честь море
И.п. - а

- а

Р.п. -ы -я -и -ы -и -я
Д.п. -е -ю -и -е -и -ю
В.п. -у -я


Т.п. -ой -ем -ю -ой -ю -ем
П.п. -е -е -и -е -и -е
3 группа
падеж деревня угол вещь дядя храбрость зерно
И.п. -я



Р.п. -и -а -и -и -и -а
Д.п. -е -у -и -е -и -у
В.п. -ю



Т.п. -ей -ом -ю -ей -ю -ом
П.п. -е -е -и -е -и -е

Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям.
Какие существительные вы отнесли к 1 группе. (газета, папа).Почему? Какого рода получились слова? (ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных? (а)
А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (вода, Юра). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(слова деревня, дядя, м.р. и ж.р., но окончания я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.
Какие ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (м.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое и окончание о). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (конь, море , с окончаниями нулевым и е). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(угол, зерно.)
Какие к 3 группе?(степь, печь) Почему? Какого рода получились слова? (ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (смелость, честь). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(вещь, храбрость).
Дорогие ребята! Я вас поздравляю! Вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы. По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение,
3 склонение
1 скл.
ж.р., м.р.
-а, -я
Газета
Папа
Вода
Юра
Деревня
Дядя 2 скл.
м.р.
ср.р.-о, -е
Ученик
Окно
Конь
Море
Угол
Зерно 3 скл.
ж.р.
степь
печь
смелость
честь
вещь
храбрость

Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр.88 один ученик читает в слух, остальные следят по тексту)
А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?
Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.
Склонение не может перейти из одного склонения в другое.

IV. Физкультминутка
А теперь составим алгоритм определения склонения:
1.

2. Выдели окончание

Оцените свою работу в оценочных листах.
V. Первичное закрепление.
Словарная работа (проверка работы в парах)
Открыли тетради. Записали число, классная работа. (сегодня двенадцатое ноября. Тему записывать не нужно)
А сейчас проверим, как вы поняли данную тему.
Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям. Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея.
Что вы заметили? (Это словарные слова) подчеркните непроверяемые орфограммы.
Проверьте работу в парах по образцу.

VI. Самостоятельная работа (дифференцированные задания)
Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор.
Задание на 1 балл
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.
Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река


1 скл. 2 скл. 3 скл.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 уровень.
Задание на 2 балла
Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.

суббота товарищ радость
аллея город товарищ
дорога уголь честь
билет яблоко медаль
деревня малина смелость
автомобиль лагерь словарь

3 уровень.
Задание на 3 балла
Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.


2 скл 1 скл
Коршун высматривает добычу.
Давайте проверим работу. Оцените свою работу в оценочных листах.
VII. Итог урока.
О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ. бывают трёх склонений)? По какому признаку слова делят на три склонения (по сходству падежных окончаний)?
Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (сущ . улица- 1скл., сущ. площадь- 3 скл. ) С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных (чтобы правильно писать окончания существительного)? Подсчитайте количество баллов полученных на этом уроке.

VIII. Рефлексия.
Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?
«?» - не всё понял, нужна помощь
«+» - урок понравился
«!» - всё понял, было интересно
IX. Задание на дом.
Выучить правило на стр. 88
По выбору: упр169 или 168
Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.



Источник: http://mykids.ucoz.ru/publ/11-0-0-0-1
Категория: русский язык | Добавил: 666 (01.11.2014) | Автор: Пименова Милена Юрьевна E
Просмотров: 1399 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
avatar
0
2 Лидия • 22:47, 01.11.2014
Сертификат № 972 отправлен по эл.почте.
avatar
0
1 Лидия • 22:44, 01.11.2014


Спасибо большое за пополнение сайта Вашими материалами, Милена Юрьевна!
avatar
Мини-профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:00:09

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
*
Мои публикации

Учительский портал
Наша кнопка
Школьный дворик Рудаковой Лидии

Подписка на email:

Хотите быть в курсе обновлений сайта? Введите свой e-mail адрес:


Сайт Рудаковой Лидии Владимировны
ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК 2010_2024