Каталог статей | Вход || RSS Регистрация                                                               Суббота, 18.05.2024, 23:29 Гость | RSS  
Коллегам
Категории раздела
математика [27]
рисование [8]
украинский язык и чтение [48]
я и Украина [8]
Основы здоровья [5]
другое [20]
Информатика [3]
английский язык [4]
русский язык [7]
христианская этика в укр.культуре [1]
трудовое обучение [2]
Литературное чтение [4]
этика [1]
Поиск по сайту
В портфолио!
ВНИМАНИЕ! СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНЫЙ!
Подробнее здесь

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ДИПЛОМ


Cейчас на сайте:
Счетчик PR-CY.Rank

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СЕГОДНЯ НАС ПОСЕТИЛИ:

Статистика

Зарег. на сайте

Всего: 4238
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них

Администраторов: 3
Модератор: Олена8246
Модератор форума: El_solo
Друзей: 21
Проверенных: 19
Обычных юзеров: 4193

Из них

Парней: 745
Девушек: 3493

У нас в гостях:
Забегали в гости:
Locations of visitors to this page Flag Counter
Иконка загрузки
Главная » Статьи » Уроки » другое

Сочетания жи, ши.

Тема. Сочетания жи, ши.

 

Цель. Познакомить учащихся с правилом написания буквосочетаний жи, ши; развивать навыки вы­деления этих буквосочетаний в словах, а также навыки правильного, сознательного, грамот­ного чтения и произношения слов с буквами ы, и, буквосочетаниями жи, ши; прививать интерес к изучению русского языка.

ХОД УРОКА

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Проверка выполнения упражнения 2 (рабочая тетрадь, с. 12).

— Какие слова вы записали с буквой и? (Кит, гитара, вишни.)

— С буквой ы? (Буквы, дым, сыр.)

 

2. Проверка выполнения упражнений 3, 4.

Учитель называет звук, а учащиеся присоединяют к нему звук [и] или [ы].

— Какое утверждение неправильное? (Второе, потому что буква ы всегда обозначает гласный звук после твердого согласного.)

— Почему роса в упражнении 4 искрилась, сияла и сверка­ла? (Ее освещали солнечные лучи.)

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Каллиграфическая минутка.

— Что вы знаете о букве и? Расскажите.

 

2. Работа в парах. Дидактическая игра «Наборщики».

— Из букв данного слова соберите новые слова, запишите их.

ИГРАЛОЧКА. (Игра, гора, иголка, мера, кол, кора, Кира,

галка, рак, очки, грач, игрок.)

 

3. Дидактическая игра «Добавь букву».

— Добавьте первую букву, чтобы получилось новое слово.

 Волга — ... (иволга)

Грек — ... (игрек)

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

— Сегодня мы снова встретимся с буквой и, узнаем, когда эта буква может обозначать звук [ы].

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и (полы)

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю... (игрушки).

 

— Какой звук обозначает буква и в этих слова? ([и].)

 

2. Состязание «Ораторы»

 

а) Соревнование между девочками и мальчиками.

— Прочитайте буквосочетания:

иа — ио — ии — аи — ои — ыи — уи — иу — иы (девочки);

 ои — ии — иа — аи — ио — ыи — иу — иы — уи (мальчики).

 

б) Соревнование между рядами.

— Прочитайте хором строчку буквосочетаний

1-й ряд: иои, иоа, иии, иаи, иа, иыа, иыи.

2-й ряд: иои, иоа, иии, иаи, иаы, иыа, иыи.

3-й ряд: иои, иоа, иии, иаи, иаы, иыа, иыи.

 

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по картинкам вверху с. 44 учебника.

— Какие предметы нарисованы? (Лыжи, шишки.)

— Какие гласные звуки мы слышим в слове лыжи? ([ы], [ы].)

— В слове шишки? ([ы], [и].)

— Какие буквы обозначают на письме звук [ы] в словах лыжи, шишки? (ы, и.)

— Как вы думаете, почему в этих словах буква и обознача-. ет звук [ы] и когда следует вместо буквы ы писать бук­ву ы?

 

2. Чтение учителем сказки «Твердые генералы».

       В Царстве букв и слогов царит мир и спокойствие, все бук­вы и звуки друг с другом дружат и даже позволяют некоторым заменять себя в словах. Но вот какая история приключилась однажды.

Среди букв и буквочек жили-были два генерала — Ж и Ш. Они были такие серьезные и суровые, что даже никогда не улыба­лись. И ни у одного звука, ни у одной буквы не получалось смяг­чить их твердый характер или хотя бы заставить улыбнуться эти две ледяные суровые глыбы. На все вопросы Ж и Ж отвечали: «Мы буквы серьезные, звуки обозначаем твердые-претвердые, поэтому даже не пытайтесь нас смягчить».

Всем известная юмористка и самая веселая буква — бук­ва И — поспорила, что перед ее улыбкой не устоит никто, и по­спешила встать сначала рядом с генералом Ж, а потом — рядом с генералом Ш. Но те даже не взглянули в ее сторону, а букву Ы, пришедшую на помощь подружке, вообще сердито прогнали прочь, хотя она и стоит всегда рядом с твердыми согласными.

Буква Ы обиделась и зареклась водить дружбу с генералами Ж и Ш. А буква И осталась — не хочется ей спор проигрывать.

Так и повелось — хочет смягчить буква И двух неумолимых генералов, становится рядышком, мило улыбается, но генералы Ж и Ш в ее сторону даже не смотрят. Так появилось правило: «Жи, ши пиши с буквой и».

 

3. Метод «Микрофон» (по содержанию сказки)

— Что произошло в Царстве звуков и букв?

— Почему ни у кого не получалось смягчить твердый ха­рактер букв Ж и Ш?

— Получилось ли это у буквы И?

— Какое новое правило вы узнали?

 

4. Физкультминутка.

 

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Чтение правила на с. 44 учебника.

2. Чтение слов и выполнение синтетического упражнения (с. 44 учебника).

3. Выполнение упражнения 1 (рабочая тетрадь, с. 28).

4. Анализ рисунка на с. 45 учебника.

— Посмотрите на рисунок вверху страницы.

— Кого вы на нем видите?

—Что делают дети?

5. Чтение текста «В гостях у друга».

6. Составление диалога-продолжения.

— Какие слова пропущены?

— Продолжите этот разговор вместе с соседом по парте.

7. Чтение скороговорки (с. 45 учебника).

— Какое слово пропущено в скороговорке?

— Назовите слова с буквосочетаниями жи и ши. (У Саши, у Гриши, живут, стрижи.)

 

VII. ИТОГ УРОКА

— О чем мы говорили на уроке?

— С каким правилом познакомились?

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить задание внизу с. 44 учебника, списать скоро­говорку со с. 45, выучить,

подчеркнуть в словах орфограммы. Читать текст «В гостях у друга».

 

 

Рудакова Лидия  Владимировна

учитель начальных классов

Новотроицкой ОШ І-ІІІ ст. № 4

Волновахского района Донецкой области

61169@mail.ru

http://mykids.ucoz.ru

 

 


 

Категория: другое | Добавил: Лидия (28.07.2011)
Просмотров: 1789
Всего комментариев: 0
avatar
Мини-профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:23:29

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
*
Мои публикации

Учительский портал
Наша кнопка
Школьный дворик Рудаковой Лидии

Подписка на email:

Хотите быть в курсе обновлений сайта? Введите свой e-mail адрес:


Сайт Рудаковой Лидии Владимировны
ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК 2010_2024