Тема. Сочетания жи,
ши.
Цель. Познакомить
учащихся с правилом написания буквосочетаний жи, ши; развивать навыки выделения
этих буквосочетаний в словах, а также навыки правильного, сознательного, грамотного
чтения и произношения слов с буквами ы, и, буквосочетаниями жи, ши; прививать
интерес к изучению русского языка.
ХОД УРОКА
I. ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Проверка
выполнения упражнения 2 (рабочая тетрадь, с. 12).
— Какие слова вы
записали с буквой и? (Кит, гитара, вишни.)
— С буквой ы?
(Буквы, дым, сыр.)
2. Проверка
выполнения упражнений 3, 4.
Учитель называет
звук, а учащиеся присоединяют к нему звук [и] или [ы].
— Какое
утверждение неправильное? (Второе, потому что буква ы всегда обозначает
гласный звук после твердого согласного.)
— Почему роса в
упражнении 4 искрилась, сияла и сверкала? (Ее освещали солнечные лучи.)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1.
Каллиграфическая минутка.
— Что вы знаете о
букве и? Расскажите.
2. Работа в
парах. Дидактическая игра «Наборщики».
— Из букв данного
слова соберите новые слова, запишите их.
ИГРАЛОЧКА. (Игра,
гора, иголка, мера, кол, кора, Кира,
галка,
рак, очки, грач, игрок.)
3.
Дидактическая игра «Добавь букву».
— Добавьте первую
букву, чтобы получилось новое слово.
Волга — ... (иволга)
Грек — ... (игрек)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
— Сегодня мы
снова встретимся с буквой и, узнаем, когда эта буква может обозначать
звук [ы].
IV. МОТИВАЦИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и (полы)
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю... (игрушки).
— Какой звук
обозначает буква и в этих слова? ([и].)
2. Состязание
«Ораторы»
а) Соревнование
между девочками и мальчиками.
— Прочитайте
буквосочетания:
иа — ио — ии — аи
— ои — ыи — уи — иу — иы (девочки);
ои — ии — иа — аи — ио —
ыи — иу — иы — уи (мальчики).
б) Соревнование
между рядами.
— Прочитайте
хором строчку буквосочетаний
1-й ряд: иои,
иоа, иии, иаи, иа, иыа, иыи.
2-й ряд: иои,
иоа, иии, иаи, иаы, иыа, иыи.
3-й ряд: иои,
иоа, иии, иаи, иаы, иыа, иыи.
V. ПЕРВИЧНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа
по картинкам вверху с. 44 учебника.
— Какие предметы
нарисованы? (Лыжи, шишки.)
— Какие гласные
звуки мы слышим в слове лыжи? ([ы], [ы].)
— В слове шишки?
([ы], [и].)
— Какие буквы
обозначают на письме звук [ы] в словах лыжи, шишки? (ы, и.)
— Как вы думаете,
почему в этих словах буква и обознача-. ет звук [ы] и когда следует
вместо буквы ы писать букву ы?
2. Чтение
учителем сказки «Твердые генералы».
В Царстве букв и слогов царит мир и
спокойствие, все буквы и звуки друг с другом дружат и даже позволяют некоторым
заменять себя в словах. Но вот какая история приключилась однажды.
Среди букв и
буквочек жили-были два генерала — Ж и Ш. Они были такие серьезные и
суровые, что даже никогда не улыбались. И ни у одного звука, ни у одной буквы
не получалось смягчить их твердый характер или хотя бы заставить улыбнуться
эти две ледяные суровые глыбы. На все вопросы Ж и Ж отвечали: «Мы буквы
серьезные, звуки обозначаем твердые-претвердые, поэтому даже не пытайтесь нас
смягчить».
Всем известная
юмористка и самая веселая буква — буква И — поспорила, что перед ее
улыбкой не устоит никто, и поспешила встать сначала рядом с генералом Ж, а
потом — рядом с генералом Ш. Но те даже не взглянули в ее сторону, а
букву Ы, пришедшую на помощь подружке, вообще сердито прогнали прочь,
хотя она и стоит всегда рядом с твердыми согласными.
Буква Ы обиделась
и зареклась водить дружбу с генералами Ж и Ш. А буква И осталась
— не хочется ей спор проигрывать.
Так и повелось —
хочет смягчить буква И двух неумолимых генералов, становится рядышком,
мило улыбается, но генералы Ж и Ш в ее сторону даже не смотрят. Так
появилось правило: «Жи, ши пиши
с буквой и».
3. Метод
«Микрофон» (по содержанию сказки)
— Что произошло в
Царстве звуков и букв?
— Почему ни у
кого не получалось смягчить твердый характер букв Ж и Ш?
— Получилось ли
это у буквы И?
— Какое новое правило
вы узнали?
4. Физкультминутка.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И
ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Чтение
правила на с. 44 учебника.
2. Чтение
слов и выполнение синтетического упражнения (с. 44 учебника).
3. Выполнение
упражнения 1 (рабочая тетрадь, с. 28).
4. Анализ
рисунка на с. 45 учебника.
— Посмотрите на
рисунок вверху страницы.
— Кого вы на нем
видите?
—Что делают дети?
5. Чтение
текста «В гостях у друга».
6. Составление
диалога-продолжения.
— Какие слова
пропущены?
— Продолжите этот
разговор вместе с соседом по парте.
7. Чтение
скороговорки (с. 45 учебника).
— Какое слово
пропущено в скороговорке?
— Назовите слова
с буквосочетаниями жи и ши. (У Саши, у Гриши, живут, стрижи.)
VII. ИТОГ УРОКА
— О чем мы
говорили на уроке?
— С каким
правилом познакомились?
VIII. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
Выполнить задание
внизу с. 44 учебника, списать скороговорку со с. 45,
выучить,
подчеркнуть в
словах орфограммы. Читать текст «В гостях у друга».
Рудакова Лидия Владимировна
учитель начальных классов
Новотроицкой ОШ І-ІІІ ст. № 4
Волновахского района Донецкой области
61169@mail.ru
http://mykids.ucoz.ru
|