Каталог статей | Вход || RSS Регистрация                                                               Пятница, 26.04.2024, 12:45 Гость | RSS  
Коллегам
Категории раздела
8 Марта [24]
Новогодний утренник [3]
День именинника [2]
Разное [62]
КВНы [4]
Первый, последний звонок [9]
Игры, развлечения [6]
Поиск по сайту
В портфолио!
ВНИМАНИЕ! СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНЫЙ!
Подробнее здесь

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ДИПЛОМ


Cейчас на сайте:
Счетчик PR-CY.Rank

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СЕГОДНЯ НАС ПОСЕТИЛИ:

Статистика

Зарег. на сайте

Всего: 4238
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них

Администраторов: 3
Модератор: Олена8246
Модератор форума: El_solo
Друзей: 21
Проверенных: 19
Обычных юзеров: 4193

Из них

Парней: 745
Девушек: 3493

У нас в гостях:
Забегали в гости:
Locations of visitors to this page Flag Counter
Иконка загрузки
Главная » Статьи » Сценарии праздников » Разное

«Преданья старины глубокой...»

Цели игровой программы:

Личностные:

  • Воспитывать любовь к старине, культуре и быту русского народа;
  • Прививать уважение к истории своей родины;
  • Способствовать воспитанию высоконравственной личности, глубоко понимающей и любящей русскую культуру и историю, русский народ и Отечество. 
  • Развивать быстроту, силу, ловкость, уважение к самому себе как к частице своего народа.
  • Создаем у ребенка радостное настроение, эмоциональный  подъем;

Регулятивные:

  • Формировать праздничную  культуру (знание традиций народного праздника, особенности организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета)
  • Учить понимать и правильно выполнять задания и правила игр, определять план действий,

Познавательные:

  • Познакомить с обычаями, обрядами и верованиями русского народа;
  • Развивать познавательную творческую активность, используя русский народный фольклор

Коммуникативные:

  • Учить работать в команде, умению договариваться между собой, слушать и понимать речь других.

     Время проведения игровой программы в Святочные дни с 9 по 18 января. Продолжительность - 1 час 30 мин. Праздник проводится для учащихся 1-х классов (не более 30 человек). Заранее распределяются роли: ученики и родители одного класса будут изображать хозяев дома, другие - гостей, ряженых, по-дружек. Подбираются соответствующие костюмы. Ведущий 1 – учитель, ведущие 2,3 – ученики.

 

      Предварительная подготовка к празднику включает: разучивание колядок, русских народных песен и игр, потешек, подбор записей русских народных мелодий. В подготовке и проведении праздника ак-тивно участвуют родители (изготовление костюмов, ряжение, музыкальное сопровождение, оформле-ние класса, подготовка русских блюд, угощений)

 

                                                            Оформление праздника.

    

        Оформление зала: декорации русской избы - стол, накрытый льняной скатертью, лавки, деревянная и глиняная посуда, самовар, свечи, в мисках баранки, пряники, сушки, полотняные дорожки (по возможности). Окна затемнены.

     В конце программы все участники награждаются сладкими призами, в виде конфет,  выигранных при колядовании.

    Основа этого сценария – фольклорные мотивы и народные обычаи. Ведущие, дети и родители, одеты в народные костюмы. Они приветствуют собравшихся и объявляют открытие праздника, посвященного святкам. Сюжет программы – старорусский народный праздник.

 

                                                                Ход мероприятия

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости! Мы сегодня собрались на праздник, который приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России.

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?

(ответы детей)

 Ведущий 1. Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1. А рождество и Крещение на Руси праздновались издавна. Почему они так называются?

Ведущий 2. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоми-нание рождения  Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января.

(ответы детей)

Ведущий 3. КРЕЩЕНИЕ Господне - христианский праздник, посвященный воспоминанию о крещении Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января.

Ведущий 1.Эти два праздника являются одними из самых значительных дней года и одними из главней-ших христианских праздников. А период между Рождеством и Крещением называется святые недели или Святки.

                          Ведущий включает презентацию «Святки на Руси».

 

Ведущий 2. В это время было принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу в гости, по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.  Это называлось колядование или колядки.

Ведущий 3. Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». Среди ряженных был «мехоноска» - чело-век, который носил мешок для угощений.

Ведущий 2. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, сделанными в виде животных.

Ведущий 1. Я предлагаю вам принять участие в празднике. Все готовы?

Ряженные идут в гости к хозяевам праздника  и произносят слова коляды.

 

Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй – ка ворота!

Пришли святки!

Пришла коляда!

Коляда – моляда

Зашла в новы ворота!

А за ней мороз

Через тын перерос!

Мороз невелик,

Да стоять не велит!

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать!

Велит скоро подавать

Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

 

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!

Ряженые (обсыпают углы дома зерном и приговаривают):

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем,

Уродись, пшеничка, на поле стогами,

На столе – пирогами!

Счастье будет вам горой,

Урожая воз большой!

Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов, медовых блинов!

Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

 

Хозяйка.   Вот вам угощенье –

                   Пироги да печенье,

                   Пряники, конфетки,

                   Покушайте детки!

 

Ряженные. Благодарствуем добрым хозяевам и дальше пойдём.

 

             Таким образом,  ряженые колядуют, посещая несколько хозяев.

Ведущий 2. Песенки - колядки – лишь часть святочного обряда. Основным же ритуалом Святок является старинный земледельческий обряд – «посевание». Ряженные обсыпали углы дома хозяев зерном и приговаривали, желая хорошего урожая хозяевам. Это вы сейчас и видели.

Ведущий 1. В те времена у людей не было ни телевизоров, ни магнитофонов, даже радио не было, поэтому они сами умели себя развлекать – пели, танцевали, хороводы водили, играли.

                                          Детская разминка


Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

Наша зимушка-зима,

Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена,

Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим,

Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали:

Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали:

Топ-топ-топ!
А теперь поприседали:

 Сели-встали, сели-встали!
А потом прыжки на месте:

Вместе-вместе! Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее и начнём ещё быстрее!..

 (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).
Ведущая предлагает и взрослым присоединиться к разминке.
 

               А теперь давайте поиграем в игры того времени, пока хозяева отдыхают.

                                                           Игра 1    «Гонять мяч»

              Играли по двое. Для игры брали мяч, как правило, самодельный, сшитый из тряпок, набитый тряпками или куделью, скатанный из шерсти, диаметром 7-10 см. Игровым полем выбиралась площадка или дорога. Играющие становились друг против друга на расстоянии 10-15 м. Один из игроков бросал мяч, стараясь забросить его за партнера, после этого второй игрок переходил на место падения мяча. Теперь уже он кидал мяч первому, так же стараясь перебросить место, на котором стоял партнер. В процессе игры получалось, что игроки перемещались по площадке: один отходил, если кидал слабее, другой приближался, если кидал сильнее. Мяч могли угонять до 1,5 км. Победителем считался тот, кто кидал сильнее - "дальше угонял мяч".

                                                            Игра 2   « Стрекоза»

              Дети в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры. Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победите-лем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.

                                                            Игра 3. «Заплети косу»

               На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу.

                                                             Игра 4. «Колечко»

             Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).

                                                              Игра 5 «Ястреб»

     Дети собираются, количеством до 16 и больше в просторной комнате и бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию, представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов. Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.
      Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свернутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой

                                                                     Пятнашки

               Игры в пятнашки происходят либо в просторной классной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25 и более. Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни ста-ло поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой. Пойманный задерживается таким образом и превращается в "пятнашку", при этом его имя произносится во-всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться.
 

Ведущий 1 (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники - это не только веселье и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона святок - конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе. Сейчас, правда, в самом разгаре недолгий зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним старинным русским народным способом!

Ведущий 2. Не бывало Святок без гаданий. Для девушек это было самое главное в Святых вечерах, они пытались узнать свою судьбу на предстоящий год. Выйдут ли они замуж, какой муж у них будет, какая жизнь.

Ведущий 3. Христианская церковь не разрешает гаданий, но традиция гадать идёт из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли.

Ведущий 1. Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане. Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет. Было очень интересно, но немного жутковато. Давайте посмотрим.

 

             Открывается занавес. За столом сидит девушка, перед ней зеркало и свечи. Входят подружки. Девушка обращается к ним:

Уж вы, кумушки,

Подруженьки мои!

Вы придите, посидите у меня!

Пособите думу думати,

Помогите мне отгадывати,

Отгадаете – не сказывайте!

 

Подружки отвечают:

 

Гадай, гадай девица,

В какой кружке былица,

В какой – небылица,

Былица достанется,

Жизнь пойдёт, покатится

Рождественское гадание с зеркалом

 Ведущий 2. Гадание с зеркалом на Святки считалось самым верным. Гадающая должна быть в поме-щении совершенно одна, распустить волосы и снять пояс, если таковой имеется. На стол надо поста-вить два столовых прибора, зеркало и свечу. Затем гадающая должна сесть перед зерка-лом и сказать: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать».

    Ровно в полночь она увидит мужчину, заглядывающего ей через плечо. После того как гадающая рассмотрит его лицо, она должна быстро произнести заклинание - оберег: «Чур сего места!». После этих слов образ мужчины исчезнет.

 

 Рождественское гадание по книге

Ведущий 3. В старину в качестве пророческой книги использовали Псалтырь — богослужебную книгу,содержащую библейскую книгу псалмов. Сейчас за неимением в доме Псалтыри можно взять томиклюбимого писателя —Пушкина, Лермонтова, Шекспира или любого другого.

            Для того чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, надо мысленно сформулировать его, загадать номер строки снизу или. сверху и наугад открыть книгу. Ответ включает в себя не только загаданную строку, а весь смысловой отрывок, в который эта строка входит. Если найденный в книге ответ не поддается логическому толкованию,то гадание следует повторить.

                                                      

                                                                   «Разбитые сердца»

Ведущий 1. Это гадание скорее похоже на игру, поэтому оно прекрасно подходит для дружеских рождественских и святочных вечеринок.

             Для его проведения необходимо вырезать из картона фигурки в виде сердец. Причем по коли-честву их должно быть в два раза меньше, чем гостей, приглашенных на вечеринку. Каждое из сердец надо «разбить», то есть разрезать на половинки самым замысловатым образом, четко обозначив муж-скую и женскую. Затем части тщательно перемешать и вручить каждому гостю при входе с пожелани-ем отыскать свою половину.

Ведущий 1: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполне-ния мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших наря-дах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы.

Ведущий 2. Вот так интересно проходили все двенадцать дней Святок в России в прошлые века.

Ведущий 3: Знатная компания у нас  собралась! А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит!
Ведущий 1.  А вы загадки умеем разгадывать? Да не простые, а с закавыкою!

                                                         Загадки на святки

Ведущий 2. У нянюшки, у нянюшки

                     Сорок восемь детушек,

                     Малы были - все дружили,

                     Подросли – рассыпались.

                     (Колосок)

 

Ведущий 3: По синему озеру плывут гуси с гусятами. (Облака)

 

Ведущий 1. Домик деревянный, В домике - водица. (Колодец)

 

Ведущий 2. Плачет, плачет рёвушка,

                     Бедная головушка.

                    Плачет летом и весной,

                    А осеннею порой так рыдает, так рыдает,

                    Что почти не высыхает! (Дождь)

 

Ведущий 3: Белая овечка,

                      Золочёны рожки.

                     Днём ей не пасётся,

                     По ночам не спится! (Месяц)

Ведущий 1. Не лёд, не снег, а тает. (Свеча)

Ведущий 2. Чудной Сашка - Зелёная рубашка:

                     Летом оделся, К зиме разделся! (Дерево)

 

Ведущий 3: Деревянный великан

                     По лесам-полям шагал.

                     Через реченьку шагнул

                     Да над реченькой уснул! (Мост)

 

Зрители отгадывают, получают маленькие призы.

 

Ведущий 1. Ну, молодцы! Хорошо загадки отгадываете! Посмотрите, в избе свет горит. Хозяева

ждут нас в гости.

Дети колядуют:

Колядки, колядки

Собрались ребятки

По деревне пошли

Бабку коляду нашли.

Наша бабка Коляда

По дорожке пошла

Да топорик нашла

А топорик не простой

А топорик золотой.

Села в снег Коляда

Да задумалась

Куда путь держать

Куда топорик девать

Мы сказали бабке – бабке Колядке:

Ты снеси его к купцу,

Емельяну – молодцу.

Свой топорик Коляда

Купцу продала

За топорик непростой – гостинцев горой

Наша бабка Коляда всех ребят созвала

Все гостинцы раздала

Спасибо тебе, бабка, бабка – Колядка!

 

В избе накрыт стол, на котором стоят угощения.

Хозяин. Проходите, дорогие гости.

 

Хозяйка. А вот и пирожки мои готовы

                 Угощайтесь, будьте всегда здоровы.

              Хозяева угощают детей пирожками и блинами.

Ведущий 2: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Креще-ние. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в про-стую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди при-сутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга! 

 

              Праздник удался на славу!

              Дети, родители и гости были довольны, их глаза излучали столько тепла, добра,  радости и восхищения.

          Подготовка к празднику вызвала у детей огромный интерес, на основе которого сформируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, что ребенок  на празднике не был пассивным созерцателем.  Дети с большим желанием участвовали в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала.

 

                                          Список источников информации:

 

Г.Вагнера и К. Фрейера "Детские игры и развлечения",  Изд. 1902 году. 

Е. Т. Долгих, Т. Г. Леонова «Загадаю, отгадай!» Западно – Сибирское книжное издательство Ново-

сибирск. 1972 г.

 http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3931.htm

http://www.pravmir.ru/nastali-svyatki-to-to-radost-1/

http://www.bibliopskov.ru/2007/svyatki.htm

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

 


 

 

 

 

               

 

Категория: Разное | Добавил: Лидия (20.03.2014) | Автор: Глотова Галина
Просмотров: 2925
Всего комментариев: 0
avatar
Мини-профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:12:45

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
*
Мои публикации

Учительский портал
Наша кнопка
Школьный дворик Рудаковой Лидии

Подписка на email:

Хотите быть в курсе обновлений сайта? Введите свой e-mail адрес:


Сайт Рудаковой Лидии Владимировны
ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК 2010_2024