А. Потапова, Нартова Что такое психологическая готовность к школе?
Традиционно выделяют три аспекта школьной
зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная
зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность
концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями,
возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также
развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это
ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять
не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и
умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать
роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности
к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития
ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на
наш рисунок).
Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в
ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого
ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не
говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми
фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят
с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии
каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным,
но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные
навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е.
способность ребенка к обучению.
Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще
все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития,
каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.
28.
Потапова: Как и когда начинать готовить ребенка к школе?
Для разных составляющих школьной зрелости
существует свой сензитивный период (оптимальный возраст, когда они лучше всего
поддаются развитию). И способы их формирования тоже различны.
Ребенку, который не слушается учителя потому, что
не слушался и родителей и воспитателей в детском саду, уготована роль
"трудного" ученика. Умение слушаться, умение следовать правилу проще
всего вырабатывается в процессе игры, обыкновенной игры в
"дочки-матери", в "штандор", в настольные игры с правилами.
Ведь в этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как
положено. Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его
не будут принимать в игру другие дети. Вам знакомы фразы типа: "Ты не
правильно играешь, так мамы не делают!", "Сейчас мой ход, а не
твой!", "Ты жульничаешь!"? Если эти фразы предназначаются вашему
ребенку чаще, чем его приятелям, это тревожный звонок - он не умеет действовать
по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в
общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выполнять правило довольно
просто - играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие
памяти - "Мемори", в "Да и нет не говорить, черный с белым не
носить" и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснение
отношений между ними, дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности,
выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью
выходить из самых разных ситуаций. Развить произвольное внимание вам помогут
всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: "найдите 10
отличий между картинками", "с кем кто разговаривает по
телефону", "перепутаница", "что здесь лишнее" и т.д.
Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности
внимания и поведения. Главное - следить за тем, чтобы задания выполнялись и
соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают
скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к
тому, что ребенок откажется заниматься.
Общая осведомленность - это показатель того, что
ребенок любознателен, что у него сложилась некая картина мира и представление о
том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3 - 5 лет
задают множество вопросов типа: "а что это?, а откуда берется ветер?, а
как устроен компьютер?" И так далее. Нам иногда бывает лень отвечать на
эти вопросы, но наши ответы - это один из основных источников познания о мире.
Лишаясь этого источника, ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из
телевизионных передач, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то
самостоятельно.
Если уровень любопытства малыша невысок, он
начинает отставать в развитии, ему может быть сложновато в школе среди более
осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и
внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем
доступнее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к
восприятию учебного материала.
Развитие мелкой моторики не менее важно, чем
развитие интеллектуальных функций ребенка. Во-первых, развитие тонких движений
кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а
значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг.
Во-вторых, имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и
письме, так как в большинстве гимназий и школ с авторскими программами на
обучение письму и каллиграфии отводится мало времени и множество детей и в
старших классах не умеют красиво и быстро писать. Более того, сам процесс
письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому,
что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на
орфографии, сколько на процессе письма. Итог - большинство детей пишут с
ужасающими ошибками. Важно не перестараться, и обучение ребенка точным
движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие. Полезно
давать ребенку задание на дорисовывание, когда взрослый рисует половину
рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение
намеченного точками или штрихпунктиром изображения и тому подобные задания.
Обучение письму тоже полезно, если только оно не воспринимается ребенком как
неприятная обязанность.
Развить тонкую моторику помогают такие занятия,
как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа "Лего",
склеивание моделей из бумаги или пластика, рисование, вязание, особенно
крючком, собирание мозаик.
Почему вначале было сказано о том, что умение
читать и писать для ребенка может быть неполезным при поступлении в школу?
Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассники
только научатся в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на
уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он чаще других
вызывается отвечать, не давая учителю спросить других и вызывая, таким образом,
раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам
и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К третьему - четвертому
классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд
"трудных".
Мы пришли к тому, что подготовка к школе с этой
точки зрения процесс длительный, начинать его надо постепенно и загодя. Чтобы
быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к школе, стоит заранее
поинтересоваться в школе, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования
к малышу, есть ли подготовительные группы в вашей школе, поговорить с
родителями первоклассников и учителем.
|