Каталог файлов | Вход || RSS Регистрация                                                               Воскресенье, 28.04.2024, 22:47 Гость | RSS  
Коллегам
Категории раздела
Шаблоны презентаций [23]
Математика [206]
Украинский язык и чтение [182]
Основы здоровья [39]
Я и Украина [166]
Английский язык [15]
Рисование [16]
Музыка [4]
Труды [15]
Физминутки [52]
Воспитательная работа [71]
Методическая работа [13]
Родительское собрание [5]
Кружковая работа [3]
Русский язык [24]
Информатика [11]
фізкультура [10]
Разное [49]
Литературное чтение [16]
Тренажёры [29]
етика [2]
ТЕСТЫ [0]
Правознавство [0]
Поиск по сайту
В портфолио!
ВНИМАНИЕ! СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНЫЙ!
Подробнее здесь

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ДИПЛОМ


Cейчас на сайте:
Счетчик PR-CY.Rank

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СЕГОДНЯ НАС ПОСЕТИЛИ:

Статистика

Зарег. на сайте

Всего: 4238
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них

Администраторов: 3
Модератор: Олена8246
Модератор форума: El_solo
Друзей: 21
Проверенных: 19
Обычных юзеров: 4193

Из них

Парней: 745
Девушек: 3493

У нас в гостях:
Забегали в гости:
Locations of visitors to this page Flag Counter
Иконка загрузки
Главная » Файлы » Презентации » Русский язык

Уважаемые гости!Cсылки для скачивания материалов с сайта видны только зарегистрированным пользователям.

Первое путешествие в страну больших букв
22.10.2011, 22:46
Тема. Первое путешествие в страну больших букв.
Цель. Закрепить знания учащихся о написании большой буквы в именах; познакомить с историей некоторых имен, их значением;
совершенствовать орфографические навыки, развивать коммуникативные компетентности учащихся, расширять их словарный запас;
воспитывать познавательный интерес.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Объявление темы и задач урока.
- Сегодня мы отправляемся в первое путешествие в Страну Больших Букв.
- Вспомните, когда вы впервые познакомились с большой буквой и что вы узнали о ней.
- Первый маршрут нашего путешествия – экскурсия в исторический музей, название которого зашифровано в буквах и знаках:
КАКВАСЗОВУТ - ?!

ІІІ. Закрепление знаний и повторение изученного материала.
1. Минутка чистописания.
- Какие слова могут составить предложение-название исторического музея?
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
- Как обозначить на письме начало и конец предложения?
- Запишите это предложение в тетрадь.
Как вас зовут?

2. Зал «Почему нас так зовут?»
Дети читают название зала, задумываются над значением предложения, составляющего это название.
- Как вы думаете, кто может вам задать такой вопрос?
Литературная викторина.
Учитель читает отрывки из знакомых детям сказок. Ученики определяют (устно) название сказки или автора произведения, затем записывают имя персонажа в
тетрадь.

1) В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали…. (Дюймовочка.)
2) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…. (Снегурочка.)
3) Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит.)
4) Как зовут малышей-коротышек из романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик Пулька…)

После записи слов-имен дети отвечают на вопрос «Почему нас так зовут?»

Учитель: - Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам, и не нужно долго разгадывать, что они означают.
Все понятно: Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега, Дюймовочке – за е маленький рост (2,54 см), Знайке – за его любознательность, Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит.
То же мы можем наблюдать и у имен, но для этого мы отправимся в другой зал.

3. Зал «Так было».
Дети читают название зала.
Учитель: - Какие же были имена раньше?
Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, - его назвали Перва или Первой, второй – Второй или Вторак, третий – Третьяк…
Давалось имя по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи, Мал – за малый рост.
Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк (родился весной), Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка.
Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю:
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким. (М.Владимиров.)
Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка.
Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря.

А теперь мы переходим в другой зал. Прочитайте его название.

4. Зал «Ты и твое имя».
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает…. (Гомер)

- У каждого из нас есть имя. Напишите свое имя.
Дети записывают в тетрадь свое имя (кто-то полное, кто-то – сокращенное).
- Какое имя ты написал? (Сережа)
- Кто тебя так называет? Это полное или сокращенное имя? Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть? (Сергей)
- А как твое имя? (Николай)
- Это полное или сокращенное имя? А как тебя называет бабушка? (Коля)
- Как вы написали свое имя: с большой или с маленькой буквы?
Далее каждый ученик проговаривает свое полное имя и записывает в тетрадь.

Игра «Не ошибись».
Учитель произносит полное имя, дети называют сокращенную форму к этому имени и наоборот.
Василий – Вася, Николай – Коля, Ефим – Фима, Виктор – Витя, Татьяна – Таня, Ирина – Ира.
Митя – Дмитрий, Оля – Ольга, Петя – Петр, Вадя – Вадим, Лена – Елена, Вова – Владимир.
Затем учитель просит детей назвать ласковые формы имени.

- Как вас называют родители? Бабушка? А как вы ласково называете своего братика? Сестричку? Друга?
- Прочтите надпись на доске.
Наталья: Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.
Екатерина: Катенька, Катюша, Катерина, Касенька.
Любовь: Любонька, Любаня, Любаша, Любочка.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка. (К.Чуковский.)

- Подберите к своему имени или к имени своего друга (подруги) две-три ласковые формы и запишите их в тетрадь.
- Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако нередко слышишь в нашей речи не имена, а «клички»: Ванька, Степка, Васька…, в этих формах порой звучит пренебрежение к человеку, умаление его достоинства перед тем, кто к нему обращается.

5. Зал «Что значит твое имя?»
- Прочитайте название зала, в котором мы сейчас находимся.
- Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?
- Многие имена заимствованы (пришли к нам) из других языков. Посмотрите: у каждого из вас на парте лежит конверт, в котором на карточке написано ваше имя, откуда пришло оно в наш язык и что обозначает. Прочитайте каждый о своем имени.
Анастасия (греч.) - «воскресающая», «возвращение к жизни». Блаженное тепло и сочность лучей желания. Подвижность и жизнерадостность.
Дарина (перс.) – «победительница».
Дарья (перс.) - «победительница», «сильная», «мощная».
Екатерина (от греч. «катариос») – «чистый, непорочный».
Карина (лат.) – «вперед смотрящая».
Кристина (греч.) - «христианка», «посвященная Христу».
Марина (от лат. «маринус») – «морской».
Мария (евр.) - «горькая, любимая, упрямая».
Стефания (польск.) - «кольцо», «венок», «венец».
Юлия (греч.) – «кудрявая», «волнистая», «пушистая», (лат.) – «июльская».

Александр (греч.) – «мужественный помощник, защитник людей».
Даниил (евр.) – Даниэль, в переводе «Божий суд».
Кирилл (греч.) – «господин, владыка».
Павел (Лат.) – Паулюс – «маленький».

6. Зал «Имена-смешинки» (Резерв времени).
1. Выразительное чтение стихотворения английской писательницы Э. Фарджен.

Имена мальчиков
Как славно мальчиков зовут!
Вот Барри – пушечный салют,
И Патрик – парус средь простора,
И Роберт – ровный рев мотора,
Том – стук копыт издалека,
И Питер – пенье пастушка,
И Чарли – чистый речки звон
По камушкам….. и просто Джон

Имена девочек
Как славно девочек зовут!
Вот Шейла – шелковый лоскут,
И Сильвия – листва лесная,
И Стелла – звездочка ночная,
И Флора – щедрая весна,
И Линда-Белл – звонок у двери:
«Дин - дон!» - «Кто там?» И просто Мэри.

- Понравились ли вам стихи? Чем они вас заинтересовали? Попробуйте и вы придумать к именам своих подружек и приятелей определения, подобные этим!
2. Выразительное чтение фольклорных дразнилок.
1) Андрей – воробей, 2) Коля, Коля, Николай,
Не гоняй голубей. Сиди дома, не гуляй.
Голуби боятся, Чисти картошку,
На крышу не садятся. Ешь понемножку.

3) Вова, Вова – карапуз 4) Степанушка – Степан,
Съел у бабушки арбуз. Наизнанку кафтан,
Бабушка ругается, Шапка новая с пером,
Вова отпирается! Рукавички с серебром.
- Это, бабушка, не я! Ходит он, семенит,
Это – кошечка твоя. Колокольчиком звенит.

- Чем вас заинтересовали дразнилки? А почему их так назвали: «дразнилки»?
- А вы какие дразнилки знаете? Попробуйте составить свою дразнилку!

ІV. Итог урока.

- Чем запомнился вам урок? Что интересного вы узнали об именах?



Дополнительный материал
1. Словарь для учителя.
Личное имя (в древнерусском языке также – рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.
Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Отсюда возможность переносного употребления слова имя. Говорят: у него доброе имя или не позорь моего имени и т. д., имея в виду: он хороший человек, или не позорь меня.
(Суслова А.В., Суперанская А.В.
«О русских именах». – Л., 1991.)

2. Стихотворение об имени.

Серебристое имя Марии
Окариной* звучит под горой.
Серебристое имя Марии,
Как жемчужин летающий рой.

Серебристое имя Марии
Говорит о Христе, о кресте…
Серебристое имя Марии
О благой говорит красоте.

Серебристое имя Марии
Мне бессмертной звездою горит.
Серебристое имя Марии
Мой висок сединой серебрит.
(И. Северянин.)

( Окарина – духовой глиняный или фарфоровый итальянский народный музыкальный инструмент, звуком напоминающий флейту.)


Использованная литература:

1. Суперанская А.В. «Как вас зовут? Где вы живете?» - М., 1964.
2. Полякова Е.Н. «Из истории русских имен и фамилий». – М., 2000.
3. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя.» - Л., 2009.
4. Канапкина В.П. «Радость познания в слове» - М., 1996.
[color=red] СООБЩИТЬ О БИТОЙ ССЫЛКЕ
Категория: Русский язык | Добавил: Томик
Просмотров: 973 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Лидия • 11:19, 23.10.2011
avatar
Мини-профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:22:47

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
*
Мои публикации

Учительский портал
Наша кнопка
Школьный дворик Рудаковой Лидии

Подписка на email:

Хотите быть в курсе обновлений сайта? Введите свой e-mail адрес:


Сайт Рудаковой Лидии Владимировны
ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК 2010_2024