Уважаемые гости!Cсылки для скачивания материалов с сайта видны только зарегистрированным пользователям.
Роль имен существительных в предложении.
09.07.2015, 11:39
Тема: Роль имен существительных в предложении. Цель: Ознакомить с ролью имен существительных в предложении; формировать умение различать имя существительное среди других частей речи; определять грамматические и морфологические признаки имен существительных; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; закрепить орфографические навыки; развивать диалогическую и монологическую речь, креативность мышления; навык наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся; воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы, воспитывать культуру речи. Оборудование: учебник « Русский язык» А.Н.Рудяков, И.Л.Челышева; карточки для индивидуальной работы; карточки для работы в парах; таблица «Имя существительное»; презентация «Роль имен существительных в предложении»; аудиозаписи. Ход урока: I.Организация класса 1.Создание эмоционального фона. Слайд 1. - Ребята, поприветствуйте гостей. Улыбнитесь. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. От вас потребуются ваши знания, сообразительность, ваше творческое воображение. - За окном зима еще злится, Ей пора уже отступиться. Но она от нас не идет Холод, стужу нам несет. Выходи, ребята, смело Песни петь, весну встречать. 2.Инсценизация. - Приходи, Весна, чтоб снова Зажурчали ручейки, Чтоб наш сад и нашу школу Разукрасили цветы! ( звучит музыка «Веснянка» .Слайд 2) Заходит Весна с братьями – месяцами. - Я, Весна-красна, принесла вам радость в дома и в ваши сердца. Но пришла я не одна, а братьев с собой привела. Отгадайте их имена. Старший-__________________(Март) Младший-__________________(Май) А это мой любимый средний брат - Апрель. На Украине его называют квітень. В это время все вокруг зеленеет и цветет. Именно за этот карнавал цветов, разнообразие красок все его и любят. II.Актуализация опорных знаний 1. Каллиграфическая минутка. (Слайд 3) - И мы проявим уважение, напишем красиво в тетрадках минутку каллиграфии! ааа прп прп ель ель ааа 2.Словарная работа. (Слайд 4) апрель [ апр’эл’] - 6 букв , 5звуков, 2 слога. -Сделаем фонетический анализ слова, чтобы лучше его запомнить. Историческая справка: Ох, и вредный наш апрель, то морозом напугает, то снежком притрусит, то ласковое солнышко землю пригреет. За это в народе его называют «вередник», «крутий», «пустун», « водолей». 3.Давайте обратимся к нашей книге «Природы» и вспомним народные приметы апреля. (Дети устно рассказывают) 1.Апрельские ручьи землю будят. 2.Ни холоднее марта, ни теплее мая апрель не бывает. 3.Мокрый апрель – хорошая пашня. 4.Апрель ленивого не любит, проворного голубит. 1 5.Гроза в начале апреля - к теплому лету. 6.Февраль богат снегом, апрель – водой. 4. Деформированное предложение со словарным словом. -Составьте из слов предложение и запишите: цветы, воду, подбирает , раскрывает, апрель. - Какие знаки препинания есть в этом предложении? Почему? (Слайд 5) Апрель воду подбирает, цветы раскрывает. ( При одном подлежащем два сказуемых. Или перечисляется что делает апрель.) -Назовите подлежащее в этом предложении. -Какой частью речи оно выражено? III. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 6) -Задача сегодняшнего урока – повторить морфологические признаки имени существительного, выяснить какую «работу» выполняют существительные в предложении и научиться видеть орфограммы имени существительного. IV. Актуализация опорных знаний. 1.Работа по карточкам. Карточка №1. К данным существительным подбери синонимы и запиши их парами. Укажи род имени существительного. Перстень- _____________(кольцо). Зной - _____________( жара). Мрак - _____________( тьма ). Безмолвие-__________(тишь) Карточка№2. Запиши данные существительные во множественном числе. В образовавшихся словах подчеркни орфограммы. Стол-___________, камыш,- ___________, море-___________, дом- ___________, крыло-__________, пейзаж -_____________. Карточка №3. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Определите род имен существительных. Рыхлый сне_. т_.мнеет в марте. Распустился ландыш в мае.С_.нокос идет в июле. Собираем в августе урожай пл_.дов. 2.Фронтальный опрос. Игра «Снежный ком». Что вы уже знаете об этой части речи? (Существительное служит для того, чтобы обозначать предметы.) Весна нам предлагает последний раз поиграть в снежки и образовать большой «Снежный ком». Давайте начнем. - Существительное – это самостоятельная часть речи. - Существительное - это часть речи, которая обозначает предмет. - Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?. - Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, если именем существительным называют людей и животных; и на вопрос что? остальные существа. - Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?. Они могут быть собственными и нарицательными. - Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. - Существительные изменяются по числам. (Слайд 7) V. Первичное восприятие и осознание учебного материала. 1.Работа с материалом для наблюдения. Выполните упражнение №245 (стр.121 учебника). - Давайте еще раз убедимся в том, насколько важна эта часть речи – имя существи- тельное. Можно ли в речи обойтись без неё? Расскажи нам, Весна, о своем люби – мом братце Апреле. * Выразительное чтение рассказа «Апрель». *Беседа. 2
- О каких признаках весны рассказал Н.Сладков ? (Проталины, пахнет корой, пчелы и бабочки, ручьи, березовая капель ). - Как автор рассказа назвал проталины? ( Апрельские веснушки). (Слайд 8). Учитель: Известный русский писатель – натуралист Н.Сладков очень любил наблюдать за пробуждением природы после долгого зимнего сна и передавать эти картины, звуки, запахи в своих произведениях. - Прочитайте еще раз второй абзац. - Запишите его в тетради. - На какие вопросы отвечают выделенные имена существительные? -Найдите грамматическую основу второго и третьего предложения. Подчеркните. - На какой вопрос отвечает подлежащее? (Что?). Что обозначает? ( Предмет). - Какой частью речи является? (Именем существительным). - Какой вывод можно сделать? Вывод: Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? является подлежащим и несет главную мысль в предложении. -Есть ли еще имена существительные в предложениях? - На какие вопросы они отвечают? - Какой вывод можно сделать ? Вывод: Имена существительные, которые в предложении отвечают на другие вопросы, являются второстепенными членами предложения. Они служат для смысловой окраски предложения. 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (стр.122, 123). -Что вам было известно ранее из этого текста? - Какую новую информацию вы получили?
Физминутка ( Слайд 9)
Кто поднял здесь шум и гам? Кто стучит по деревам? Дятел громко барабанит, Всех проснуться он заставит. Очнулись деревья от зимнего сна, ( подняли руки и покачали ) В апреле по лесу гуляет Весна. ( шагают на месте ) В овраге ручьи шаловливо звенят, ( хлопают в ладоши ) С юга на родину птицы летят. ( машут руками )
3. Работа с деформированным текстом. *Выполнение упражнения № 246. - Прочитайте предложения. На какую тему они подобраны? ( Тема – дятел). - Можно ли из них составить текст? Как это сделать? (Переставить предложения или восстановить порядок предложений). - Запишите текст. - Найдите грамматическую основу в первом и во втором предложениях. (Дятел – мастер на разные штуки. (Слайд 10). ( Дятлов барабан - это сухой звонкий сучок ). - Каким еще членом предложения может быть имя существительное? VI. Закрепление и осмысление знаний. 1. Загадка Выглянул цветочек В полутьме лесной – Маленький разведчик, Посланный весной. - О каком цветке говорится в загадке? (Подснежник). (Слайд 11). 3 - Мы с вами на уроках труда сделали подснежники. Вот они – первые цветы весны. 2.Тренировочное упражнение № 247. - Прочитайте стихотворение С.Маршака. - На какие правила можно сгруппировать слова с пропущенными буквами? - Безударные гласные: дв . ре, к . пель, б . гут, п . лям, л . сной. - Словарные слова: . прель, м . ведь . - Сочетание жи – щи: луж . , стуж . . - Разделительный мягкий знак ь: руч . и, мурав . и. - Буква и после буквы ц : птиц . - Назовите только имена существительные. - Определите их род и число. - Спишите последнее предложение и разберите его по членам предложения. ( Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник. ) ( Сложное ) - Какое это предложение? Почему ? - Молодцы ! Вы справились с заданиями и произошло чудо. Наши подснежники ожили! 3. Парная работа ( на карточках). Упражнение №248. 4. Объяснение домашнего задания. Упражнение № 249 стр.124 учебника. VII. Рефлексия. - О чем важном мы говорили на уроке? - Закончите предложение: Имя существительное в предложении может быть ………. - Нарисуйте на полях тетради смайлик ( слайд 12) VIII. Домашнее задание (Слайд 13). *Выполнить упражнение № 249 стр.214 учебника. *Повторить изученные орфограммы (Приложение 1)
Уважаемая Наталья Кирилловна, к сожалению, Вы не открыли доступ к своей презентации! Отредактируйте, пожалуйста! Иначе пользователь не смогут воспользоваться ресурсом. Спасибо за понимание!
Мини-профиль
Гость
Группа:Гости
Время:11:11
Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!