Цели: 1. Воспитывать у учащихся умение жить в коллективе, уважать других людей; учить доброму отношению друг к другу; 2. Повышать культурный уровень учащихся; 3. Пробуждать и укреплять у учащихся внимательное и бережное отношение к окружающим людям. Оборудование: книги с басней И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», иллюстрации к этой басне.
Ход занятия: Известный восточный поэт XIIIв. Саади прожил очень долгую жизнь, и многое повидал на своем веку. Его стихи полны мудрости. Дорогу правды сам найти старайся, К ошибкам ближнего не придирайся И о чужих пороках не кричи. Сам на себя взгляни и замолчи… Некоторые ребята очень любят поговорить о недостатках своих товарищей. Иногда заносчиво, насмешливо, хотя сами далеки от совершенства. И кто захочет с таким насмешником дружить? Недаром говорят в народе: «Скалозубы не бывают любы!» Такому «разоблачителю» вряд ли поможет обиженный в трудную минуту! На эту тему известный баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Зеркало и Обезьяна». Давайте прочитаем эту басню. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». А вспомните-ка стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый Индюк». (Учитель читает стихотворение). Как этот Индюк высмеивает всех! А в результате – в гости к нему «так никто и не пришел – ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!». В старину наши предки строго следили, чтобы домашние не осуждали других людей, хозяевам рекомендовалось и от слуг того же требовать: «Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели – о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай, и не знай, и не ведай того…» Для наших предков и нормы морали имели силу божественных заповедей: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите, такою и вам будут мерить.» В старину, вообще боялись очернить человека, нанести «урон чести и славе» другого. В общении всегда нужно быть тактичным, а к себе в десять раз требовательным, чем к другим. Так что ж, теперь и замечание никому не сделай, на недостатки не укажи!? Замечания делать можно, но лучше наедине, а не прилюдно. А если какой-то неэтичный поступок обсуждается в коллективе, то сначала нужно отметить хорошие, добрые поступки этого человека, а затем указать на его недостатки. Этим вы смягчите его вину. Нужно всегда поступать в соответствии с золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Одно дело – сделать замечание по поводу неэтичного поступка (тактично и уместно), другое – иметь привычку осуждать других, сплетничать или просто упражняться в остроумии по адресу робких, безответных ребят. Вот такой совет Честерфилд давал своему сыну: «Ты должен тщательным образом скрывать свое презрение к человеку, каким бы справедливым оно не было, если не хочешь нажить в нем непримиримого врага…. Если ты наделен остроумием, то употреби его на то, чтобы понравиться, а не на то, чтобы кого-то обидеть». И далее отец сыну советует придерживаться проверенного опытом жизни библейского изречения: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Поэт и переводчик Борис Заходер в стихотворении «Сова» тактично намекает: Мудрейшая птица на свете – Сова! Все слышит, но очень скупа на слова. Чем больше услышит – Тем меньше болтает. Ах, этого многим из нас не хватает! Выучите, пожалуйста, наизусть эти мудрые стихи и вспоминайте их, когда вам захочется посудачить «о пороках ближнего своего».